Проектирование компьютерных систем управления на основе SCADA‑систем. Архитектура информационной автоматизированной системы управления промышленным предприятием, страница 2

Основной причиной такой тенденции является старый, традиционный подход к построению сложных автоматизированных систем управления, который часто применяется и в настоящее время: ориентация, в первую очередь, на применение новейших технических (технологических) достижений, стремление повысить степень автоматизации и функциональные возможности системы и, в то же время, недооценка необходимости построения эффективного человеко-машинного интерфейса (HMIHuman-MachineInterface), ориентированного на пользователя (оператора). Не случайно именно на последние 15 лет, т.е. на период появления мощных, компактных и недорогих вычислительных средств, пришелся пик исследований в США по проблемам человеческого фактора в системах управления, в том числе по оптимизации архитектуры и HMI-интерфейса систем диспетчерского управления и сбора данных.

Изучение материалов по проблемам построения эффективных и надежных систем диспетчерского управления показало необходимость применения нового подхода при разработке таких систем (human-centereddesign), ориентированного в первую очередь на человека-оператора (диспетчера), вместо традиционного и повсеместно применявшегося подхода "hardware-centered", при котором при построении системы основное внимание уделялось выбору и разработке технических средств и программного обеспечения. Применение нового подхода привело к созданию SCADA-систем. Использование их в реальных космических и авиационных разработках и сравнительные испытания систем в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства США подтвердили их эффективность, позволив увеличить производительность операторов, на порядок уменьшить процедурные ошибки и свести к нулю критические (некорректируемые) ошибки операторов.

Учебный курс – двухсеместровый. В девятом семестре изучается SCADA-система GeniDAQ (фирма Advantech). Отчетность - зачет по курсовой работе. Но, неформально, курсовая работа будет оцениваться по пятибальной шкале и полученная оценка как обобщенный итог занятий в семестре будет учитываться при приеме экзамена в десятом семестре. В десятом семестре изучается SCADA-система VijeoCitect (международные австралийская фирма Citect и французская фирма SchneiderElectric). Отчетность – экзамен по лекционной части и зачет с оценкой по курсовому проекту. При отсутствии пропусков занятий, отличном выполнении курсовой работы и курсового проекта возможно освобождение от сдачи экзамена и получение сертификата специалиста от центра обучения ЗАО «ШНЕЙДЕР ЭЛЕКТРИК»

Об организации лекций, совмещенных с лабораторными занятиями – несложный материал самостоятельно изучается по учебному пособию, более сложный – обсуждается на лекциях (в рамках лекций результаты демонстраций повторяются студентами на компьютерах; при пропуске лекции студенты получают дополнительное индивидуальное задание по теме пропущенной лекции).

В начале каждой лекции можно задать вопросы по очередному, самостоятельно рассмотренному материалу и материалу, изученному на последней лекции.

Сказать, что в файле "Лекции9.doc", который Вы сейчас наблюдаете, будет формироваться подробный план прочитанных лекций. Этот файл будет еженедельно обновляться в Intranet факультета (http://intranet.ftk.spbstu.ru/) после каждой прочитанной лекции. В Intranet будут размещены и другие методические материалы, обеспечивающие занятия по курсу.

Информация об установке SCADA-системы GeniDAQ имеется в [3].

По учебному пособию [1] Cамостоятельно изучите материал, изложенный в [1], стр. 3-38 или в [3], стр. 2-40. Сделайте это обязательно – это важно.

На лекции обсуждены следующие темы:

1. ОБЗОР SCADA-СИСТЕМ ([1, 3], самостоятельное изучение).

2. ОРС – ПРОМЫШЛЕННЫЙ СТАНДАРТ И СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ КОМПОНЕНТОВ В ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ([1, 3], самостоятельное изучение).

3. КРАТКИЙ ОБЗОР SCADA-СИСТЕМЫ GeniDAQ ([1, 3], самостоятельное изучение).

4. УЧЕБНИК ПО SCADA-СИСТЕМЕ GeniDAQ ([1, 3], самостоятельное изучение).

4.1. Занятие 1 "Демонстрация базовых приемов работы – одна задача реального времени с отображением результатов ее работы в одном экранном окне" ([1], стр. 38-51 или [3], стр. 41-55).

4.2. Занятие 2 "Переключение окон отображения" ([1], стр. 61-66 или [3], стр. 55-64).