Снижение шума в кабине машиниста. Источники шума. Аэродинамические и гидродинамические шумы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Установлено [], что человек подвергающийся действию интенсивного шума, затрачивает в среднем 10-20% физических и нервно-психических усилий больше, чем работающий в комфортных, с точки зрения шума условий. У работающих в шумных помещениях отмечается увеличение на 10-15% заболеваний общего характера.

Психофизиологическое действие шума представляет в условиях управления пассажирским поездом особую опасность, т.к. от машиниста требуется повышенное внимание в условиях быстроменяющейся обстановки(сигналы светофоров, посадка и высадка пассажиров, команды диспетчера, возможному нахождению людей на путях и т.д.)

Вредность шума как фактора производственной среды приводит к необходимости ограничивать его уровни. Санитарные уровни шума обычно нормируют методом предельных спектров [].

Источники шума

По природе возникновения шумы машин делятся на механические, аэродинамические, гидродинамические и др.

В ряде случаев преобладает механический шум, основными источниками которого являются зубчатые передачи, цепные (ременные) передачи, подшипники качения и др. Он вызывается силовыми воздействиями неуравновешенных вращающихся масс, ударами в сочленениях деталей, стуках в зазорахт и т.п. Спектр механического шума занимает широкую область частот. Определяющими факторами механического шума является форма, размеры и тип конструкции, число оборотов, механические свойства материалов, состояние поверхностей взаимодействующих тел.

Аэродинамические и гидродинамические шумы разделяют на: шумы, обусловленные периодическим выбросом газа в атмосферу, работой винтовых насосов и компрессоров, двигателей внутреннего сгорания;

шумы, возникающие из-за образования вихрей потока у твердых границ. Эти шумы наиболее характерны для вентиляторов, турбокомпрессоров, воздуховодов;

кавитационный шум, возникающий в жидкостях из-за потери прочности на разрыв при уменьшении давления ниже определенного предела и возникновения полостей и пузырьков, заполненных парами жидкости и растворенными в ней газами.

Источниками шума на тепловозе являются работающий дизель и вспомогательные машины, удары колес на стыках и неровностях пути. Колебательная энергия этих источников частично излучается в окружающее пространство(воздушная составляющая), а частично распространяется в виде вибрации по элементам конструкции (структурная составляющая).

Для борьбы с шумом на тепловозе приняты следующие меры:

Дизель установлен на резинометаллических амортизаторах;

Выпускные газы выходят в атмосферу через глушитель шума;

Для снижения уровня шума, возникающего при работе всех агрегатов тепловоза и движения по неровным участкам пути применяется звукоизоляция кабины машиниста. Между наружными и внутренней обшивками кабин уложены шумоизолирующие пакеты из капронового волокна и звукодемпфирующей резины. Внутренняя обшивка потолка кабины выполнена из перфорированного стального листа, стены из – из листового металлопласта. Пространство под полами заполнено теплозвукоизоляционными матами.

Для повышения акустического комфорта машиниста на проектируемом тепловозе предлагается замена стандартной двери из дизельного помещения в кабину машиниста на стеклоблоки типа БК-98.

Расчет звукоизолирующей способности ограждения от воздушного шума будем производить для стандартной двери, устанавливаемой на серийных тепловозах, и для модернизированной, устанавливаемой на данном локомотиве.

Суммарная площадь ограждающей перегородки кабины машиниста от дизельного помещения:

, где  - ширина перегородки, м;

 - высота перегородки, м.

Площадь двери в кабину машиниста:

, где  - ширина двери, м;

 - высота двери, м.

Площадь ограждающей перегородки без учета двери:

Звукоизоляция ограждающей стенки снижается при наличии в ней дверей, окон и других конструкций имеющих различную звукоизоляцию[]. Суммарная звукоизоляция таких конструкций определятся по формуле:

, где  - общая площадь ограждающей перегородки, м2;

 - площадь отдельного элемента конструкции, м2;

 - изоляция воздушного шума отдельным элементом, дБ.

По справочным материалам [] находим звукоизолирующую способность отдельных элементов конструкции и сводим их в таблицу.

Звукоизолирующая способность конструкций

Таблица

Наименование ограждающих конструкций

Среднегеометрическая частота октавных полос, Гц

125

250

500

1000

2000

4000

Перегородка

42

46

48

50

53

57

Стандартная дверь

27

27

32

35

34

35

Стеклоблок БК-98

37

40

42

45

48

50

Определяем общую изолирующую способность для двух вариантов:

Стандартный вариант:

 дБ и т.д.

Модернизированный вариант:

 дБ и т.д.

Сводим полученные результаты в таблицу

Общая изолирующая способность перегородки

Таблица

Наименование ограждающих конструкций

Среднегеометрическая частота октавных полос, Гц

125

250

500

1000

2000

4000

Перегородка с стандартной дверью

35

35

40

43

42

49

Перегородка с стеклоблоком БК-98

41

44

46

49

52

55

Теперь используя полученные данные определим уровень звукового давления в кабине машиниста до и после установки стеклоблока:

, где  - уровень шума в дизельном помещении, определяемый в основном шумом работы дизеля (по справочным данным []).

Уровень шума в кабине машиниста нормируется по предельному спектру

Похожие материалы

Информация о работе