Установлено [], что человек подвергающийся действию интенсивного шума, затрачивает в среднем 10-20% физических и нервно-психических усилий больше, чем работающий в комфортных, с точки зрения шума условий. У работающих в шумных помещениях отмечается увеличение на 10-15% заболеваний общего характера.
Психофизиологическое действие шума представляет в условиях управления пассажирским поездом особую опасность, т.к. от машиниста требуется повышенное внимание в условиях быстроменяющейся обстановки(сигналы светофоров, посадка и высадка пассажиров, команды диспетчера, возможному нахождению людей на путях и т.д.)
Вредность шума как фактора производственной среды приводит к необходимости ограничивать его уровни. Санитарные уровни шума обычно нормируют методом предельных спектров [].
По природе возникновения шумы машин делятся на механические, аэродинамические, гидродинамические и др.
В ряде случаев преобладает механический шум, основными источниками которого являются зубчатые передачи, цепные (ременные) передачи, подшипники качения и др. Он вызывается силовыми воздействиями неуравновешенных вращающихся масс, ударами в сочленениях деталей, стуках в зазорахт и т.п. Спектр механического шума занимает широкую область частот. Определяющими факторами механического шума является форма, размеры и тип конструкции, число оборотов, механические свойства материалов, состояние поверхностей взаимодействующих тел.
Аэродинамические и гидродинамические шумы разделяют на: шумы, обусловленные периодическим выбросом газа в атмосферу, работой винтовых насосов и компрессоров, двигателей внутреннего сгорания;
шумы, возникающие из-за образования вихрей потока у твердых границ. Эти шумы наиболее характерны для вентиляторов, турбокомпрессоров, воздуховодов;
кавитационный шум, возникающий в жидкостях из-за потери прочности на разрыв при уменьшении давления ниже определенного предела и возникновения полостей и пузырьков, заполненных парами жидкости и растворенными в ней газами.
Источниками шума на тепловозе являются работающий дизель и вспомогательные машины, удары колес на стыках и неровностях пути. Колебательная энергия этих источников частично излучается в окружающее пространство(воздушная составляющая), а частично распространяется в виде вибрации по элементам конструкции (структурная составляющая).
Для борьбы с шумом на тепловозе приняты следующие меры:
Дизель установлен на резинометаллических амортизаторах;
Выпускные газы выходят в атмосферу через глушитель шума;
Для снижения уровня шума, возникающего при работе всех агрегатов тепловоза и движения по неровным участкам пути применяется звукоизоляция кабины машиниста. Между наружными и внутренней обшивками кабин уложены шумоизолирующие пакеты из капронового волокна и звукодемпфирующей резины. Внутренняя обшивка потолка кабины выполнена из перфорированного стального листа, стены из – из листового металлопласта. Пространство под полами заполнено теплозвукоизоляционными матами.
Для повышения акустического комфорта машиниста на проектируемом тепловозе предлагается замена стандартной двери из дизельного помещения в кабину машиниста на стеклоблоки типа БК-98.
Расчет звукоизолирующей способности ограждения от воздушного шума будем производить для стандартной двери, устанавливаемой на серийных тепловозах, и для модернизированной, устанавливаемой на данном локомотиве.
Суммарная площадь ограждающей перегородки кабины машиниста от дизельного помещения:
, где - ширина перегородки, м;
- высота перегородки, м.
Площадь двери в кабину машиниста:
, где - ширина двери, м;
- высота двери, м.
Площадь ограждающей перегородки без учета двери:
Звукоизоляция ограждающей стенки снижается при наличии в ней дверей, окон и других конструкций имеющих различную звукоизоляцию[]. Суммарная звукоизоляция таких конструкций определятся по формуле:
, где - общая площадь ограждающей перегородки, м2;
- площадь отдельного элемента конструкции, м2;
- изоляция воздушного шума отдельным элементом, дБ.
По справочным материалам [] находим звукоизолирующую способность отдельных элементов конструкции и сводим их в таблицу.
Звукоизолирующая способность конструкций
Таблица
Наименование ограждающих конструкций |
Среднегеометрическая частота октавных полос, Гц |
|||||
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
|
Перегородка |
42 |
46 |
48 |
50 |
53 |
57 |
Стандартная дверь |
27 |
27 |
32 |
35 |
34 |
35 |
Стеклоблок БК-98 |
37 |
40 |
42 |
45 |
48 |
50 |
Определяем общую изолирующую способность для двух вариантов:
Стандартный вариант:
дБ и т.д.
Модернизированный вариант:
дБ и т.д.
Сводим полученные результаты в таблицу
Общая изолирующая способность перегородки
Таблица
Наименование ограждающих конструкций |
Среднегеометрическая частота октавных полос, Гц |
|||||
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
|
Перегородка с стандартной дверью |
35 |
35 |
40 |
43 |
42 |
49 |
Перегородка с стеклоблоком БК-98 |
41 |
44 |
46 |
49 |
52 |
55 |
Теперь используя полученные данные определим уровень звукового давления в кабине машиниста до и после установки стеклоблока:
, где - уровень шума в дизельном помещении, определяемый в основном шумом работы дизеля (по справочным данным []).
Уровень шума в кабине машиниста нормируется по предельному спектру
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.