Программирование в контексте информатизации общества. Информационное общество – закономерности и проблемы становления и развития

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Программирование в контексте информатизации общества

Современный период характеризуется переходом к информационному обществу и развитием информационных технологий. Но стремительный прогресс в этой области приводит к быстрому устареванию компьютеров, их технического и программного обеспечения, поэтому пользователь часто оказывается в затруднительном положении, когда, не успев освоить старые информационные технологии, он вынужден осваивать новые. Еще в большей степени это касается знаний специалистов, в большей или меньшей степени связавших свою судьбу с вычислительной техникой. Они живут в постоянно изменяющемся мире производства информации и информационных технологий и чтобы не потеряться в нем, должны освоить ряд устойчивых моментов (фактов, идей, принципов), которые являются основой, фундаментом многих процессов, а значит и «стартовой площадкой» для освоения «информационных высот».

Информационное общество – закономерности и проблемы становления и развития.

Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Информация всегда играла важную роль в жизни человечества. Истоки информации следует искать в материально-производственной деятельности. Носителем первой информации, первых человеческих знаний явилась речь. Из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации в истории развития общества неоднократно происходило преобразование общественных отношений (информационные революции). Следствием этого всегда являлось приобретение обществом нового качества, возрастание объема накапливаемой им информации, изменение способа ее присвоения.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в накоплении информации. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению. Но появились и первые проблемы, связанные с присвоением информации, закреплением ее за определенными лицами, как условием управления (например, жрецы, переписчики и толкователи книг). Технический прием  этого – сокрытие смысла информации (ее иррациональность).

Вторая информационная революция (середина XVIв.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило общество, культуру, организацию деятельности. Знания (информация) сделались доступными для всех членов общества, разделенных как во времени, так и в пространстве. Эти процессы порождали ускорение развития общества, более глубокие знания. Но одновременно происходило и возрастание роли государства в присвоении информации. Способы присвоения информации были уже не иррациональные, а принуждение, угроза насилия при разглашении тайны и т.д. Потеря власти означала, в первую очередь, потерю монополии на управленческую информацию.

Третья информационная революция (конец XIXв.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. В этот период происходило включение методов присвоения информации в ткань хозяйственных отношений и накопление технических способов ее присвоения (кодификация, создание и усложнение учетных форм, скупка патентов и их консервация и т.д.).

Заметим, что большая часть истории развития человечества – это подчинение сил природы и работа с материальными объектами (99% исторического пути, около 1 млн. лет, и только 1% – работа с информацией). Долгое время количество занятых в информационной сфере было относительно невелико (например, к 1830г. не более 5% трудоспособного населения США работало с информацией). Поэтому общество не предпринимало никаких усилий, чтобы совершенствовать орудия в информационной сфере. Телеграф, телефон, пишущая машинка – вот и весь арсенал.

И не случайно поэтому, когда в 1833г. профессор математики Кембриджского университета Чарльз Бэббидж предложил проект «аналитической машины», содержавшей все основные узлы современной ЭВМ: «склад» – устройство для хранения чисел, «фабрика» – устройство для выполнения операций над числами, идея не нашла в обществе никакой поддержки и развития. Даже труды Бэббиджа (по этой теме) были опубликованы после его смерти. Активизировались работы данного направления значительно позже. Ведь мы знаем, что годом создания ЭВМ считается 1945г. В информационном секторе общественного производства к этому времени в США, например, было занято уже около 30% трудоспособного населения.

Однако к середине XXв. ситуация стала изменяться. Технологическая спираль цивилизации как бы замкнулась: знания (через

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
224 Kb
Скачали:
0