МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра патологической анатомии с курсом судебной медицины
Курсовая работа
Исполнитель: студентка 5 курса 2 группы
Научный руководитель: асс. каф. В.
ГОМЕЛЬ - 2004
Содержание
Введение 3
1 Эмбриогенез ЦНС 5
2 Патогенез врождённых пороков развития 10
3 Методика вскрытия трупов плодов и мертворожденных 12
4 Методика приготовления гистологических микропрепаратов 14
5 Методы исследования в тератологии 17
5.1 Морфологические методы исследования 20
6 Классификация врождённых пороков развития ЦНС 22
6.1 Врождённые пороки развития конечного мозга 22
6.2 Пороки развития конечного мозга в результате его неразделения 23
6.3 Пороки развития конечного мозга, являющиеся следствием нарушения миграции и дифференцировки нервных клеток 24
6.4 Пороки развития обонятельного анализатора 26
6.5 Пороки развития ножек и варолиева моста 27
6.6 Пороки развития продолговатого мозга 27
6.7 Пороки развития мозжечка 27
6.8 Пороки развития спинного мозга и позвоночника 28
6.9 Пороки развития вентрикулярной системы и подпаутинного пространства 30
6.10 Врождённые пороки мозговой части черепа 34
7 Выводы 37
8 Список литературы 38
ВВЕДЕНИЕ
На долю нарушении развития ЦНС приходится более 30% всех пороков, обнаруживаемых у детей. Очевидно, их частота значительно выше, поскольку пороки на уровне нарушения гистологических структур обычно не диагностируются. При среднем показателе 2,16 на 1000 родившихся частота врожденных пороков ЦНС в различных странах значительно колеблется.
Пороки развития головного мозга характеризуются чрезвычайным полиморфизмом неврологических симптомов, характер которых зависит от локализации и степени поражения ЦНС. Чаще всего отмечаются парезы, параличи, экстрапирамидные и мозжечковые нарушения, судорожный синдром. У большинства таких детей наблюдаются различные формы олигофрении.
Например, дефекты нервной трубки в Великобритании и Ирландии составляют 9 случаев на 1000 рождений, в Финляндии — 0,7 случая на 1000, в Республике Беларусь—0,8 случая на 1000.
Врожденные пороки развития ЦНС являются следствием нарушения одного или нескольких основных процессов развития мозга: образование нервной трубки, разделение ее краниального отдела на парные образования, миграции и дифференцировки нервных клеточных элементов. Они проявляются на трех уровнях: клеточном, тканевом и органном. Это положение в полной мере относится к конечному мозгу и в несколько меньшей степени—к стволовым отделам, структурные нарушения которых могут быть результатом повреждения конечного мозга. Врожденные пороки ЦНС приведены по классификации, в основу которой положен структурно-патогенетический принции.
Любое нарушение развития головного мозга в онтогенезе возникает в строго определенное время, которое называют тератогенетическим терминационным периодом. Изучение этого периода имеет большое значение для понимания этиологии того или иного порока головного мозга. С этой точки зрения, а также для выяснения морфогенеза нарушений в структуре ЦНС крайне важно знать особенности ее развития в онтогенезе, тем более что морфологические закономерности формирования этой системы тесно связаны с физиологическими. На ранних стадиях онтогенеза ЦНС ведущую роль в этом отношении играют филогенетически старые формации мозга, затем постепенно главная роль переходит к филогенетически новым, которые значительно изменяются в процессе развития.
ЦЕЛЬ:
Установить морфологические особенности и распространённость врождённых пороков развития центральной нервной системы на территории Гомельской области по данным патологоанатомических вскрытий.
ЗАДАЧИ:
1. По данным архивного материала отделения детской и перинатальной патологии ГОПАБ изучить частоту встречаемости и удельный вес ВПР ЦНС среди ВПР у абортусов и мертворожденных.
2. На основании архивного материала выделить нозологические формы пороков ЦНС (изолированные, сложные, входящие в комплекс МВПР).
3. Дать макроскопическую характеристику врождённым порокам развития ЦНС.
4. Изучить морфологию врождённых пороков развития ЦНС на микроскопическом уровне с учётом дополнительных методов исследования.
Развитие ЦНС в онтогенезе состоит из 4 основных процессов: 1 — появление нервной пластинки и формирование нервной трубки; 2 — образование мозговых пузырей, разделение передних пузырей на парные отделы; 3— миграция и дифференцировка нервных и глиальных клеток; 4—последовательная миелинизация проводящих путей головного и спинного мозга.
У человека нервная пластинка появляется на 16-й день развития из наружного зародышевого листка, под влиянием хордомезодермы. На 20-й день возникает центральная продольная борозда, которая разделяет нервную пластинку на левую и правую половины. Края пластинок утолщаются, начинают закручиваться и затем сливаются, образуя нервную трубку. Краниальная часть этой трубки расширяется и делится на три мозговых пузыря. К 5-й неделе передний и задний пузыри вновь делятся, в результате чего образуются конечный (telencephalon), промежуточный (diencephalon), средний (mesencephalon), задний (metencephalon) и продолговатый мозг (myelencephalon). Полости мозговых пузырей в процессе развития превращаются в вентрикулярную систему головного мозга. Конечный мозг на 30-й день начинает делиться продольно
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.