Морфологическая диагностика врождённых пороков развития центральной нервной системы у абортусов и плодов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Медико-диагностический факультет

 Кафедра патологической анатомии с курсом судебной медицины

Морфологическая диагностика врождённых пороков развития центральной нервной системы у абортусов и плодов

Курсовая работа

Исполнитель: студентка 5 курса 2 группы

Научный руководитель: асс. каф. В.                                                                  

ГОМЕЛЬ - 2004


Содержание

Введение                                                                                                                                3

1 Эмбриогенез ЦНС                                                                                                 5

2 Патогенез врождённых пороков развития                                                        10

3 Методика  вскрытия  трупов плодов и мертворожденных                 12

4 Методика приготовления гистологических микропрепаратов                      14

5 Методы исследования в тератологии                                                                17

5.1 Морфологические методы исследования                                                       20

6 Классификация врождённых пороков развития ЦНС                         22

6.1 Врождённые пороки развития конечного мозга                                           22

6.2 Пороки развития конечного мозга в результате его неразделения            23

6.3 Пороки развития конечного мозга, являющиеся следствием нарушения миграции и дифференцировки нервных клеток                       24

6.4 Пороки развития обонятельного анализатора                                               26

6.5 Пороки развития ножек и варолиева моста                                                  27

6.6 Пороки развития продолговатого мозга                                                        27

6.7 Пороки развития мозжечка                                                                              27

6.8 Пороки развития спинного мозга и позвоночника                           28

6.9 Пороки развития вентрикулярной системы и подпаутинного пространства                                                                                                                   30

6.10 Врождённые пороки мозговой части черепа                                              34

7 Выводы                                                                                                                               37

8 Список литературы                                                                                                           38


ВВЕДЕНИЕ

На долю нарушении развития ЦНС приходится более 30% всех пороков, обнаруживаемых у детей. Очевидно, их частота значительно выше, поскольку пороки на уровне нарушения гистологических структур обычно не диагностируются. При среднем показателе 2,16 на 1000 родившихся частота врожденных пороков ЦНС в различных странах значительно колеблется.

Пороки развития головного мозга характеризуются чрезвычайным полиморфизмом неврологических симптомов, характер которых зависит от локализации и степени поражения ЦНС. Чаще всего отмечаются парезы, параличи, экстрапирамидные и мозжечковые нарушения, судорожный синдром. У большинства таких детей наблюдаются различные формы олигофрении.

Например, дефекты нервной трубки в Великобритании и Ирландии составляют 9 случаев на 1000 рождений, в Финляндии — 0,7 случая на 1000, в Республике Беларусь—0,8 случая на 1000.

Врожденные пороки развития ЦНС являются следствием нарушения одного или нескольких основных процессов развития мозга: образование нервной трубки, разделение ее краниального отдела на парные образования, миграции и дифференцировки нервных клеточных элементов. Они проявляются на трех уровнях: клеточном, тканевом и органном. Это положение в полной мере относится к конечному мозгу и в несколько меньшей степени—к стволовым отделам, структурные нарушения которых могут быть результатом повреждения конечного мозга. Врожденные пороки ЦНС приведены по классификации, в основу которой положен структурно-патогенетический принции.

Любое нарушение развития головного мозга в онтогенезе возникает в строго определенное время, которое называют тератогенетическим терминационным периодом. Изучение этого периода имеет большое значение для понимания этиологии того или иного порока головного мозга. С этой точки зрения, а также для выяснения морфогенеза нарушений в структуре ЦНС крайне важно знать особенности ее развития в онтогенезе, тем более что морфологические закономерности формирования этой системы тесно связаны с физиологическими. На ранних стадиях онтогенеза ЦНС ведущую роль в этом отношении играют филогенетически старые формации мозга, затем постепенно главная роль переходит к филогенетически новым, которые значительно изменяются в процессе развития.


ЦЕЛЬ:

Установить морфологические особенности и распространённость врождённых пороков развития центральной нервной системы на территории Гомельской области по данным патологоанатомических вскрытий.

ЗАДАЧИ:

1. По данным архивного материала отделения детской и перинатальной патологии ГОПАБ изучить частоту встречаемости и удельный вес ВПР ЦНС среди ВПР у абортусов и мертворожденных.

2. На основании архивного материала выделить нозологические формы пороков ЦНС (изолированные, сложные, входящие  в комплекс МВПР).

3. Дать макроскопическую характеристику врождённым порокам развития ЦНС.

4. Изучить морфологию врождённых пороков развития ЦНС на микроскопическом уровне с учётом дополнительных методов исследования.


1. ЭМБРИОГЕНЕЗ

Развитие ЦНС в онтогенезе состоит из 4 основных процессов: 1 — появление нервной пластинки и формирование нервной трубки; 2 — образование мозговых пузырей, разделение передних пузырей на парные отделы; 3— миграция и дифференцировка нервных и глиальных клеток; 4—последовательная миелинизация проводящих путей головного и спинного мозга.

У человека нервная пластинка появляется на 16-й день развития из наружного зародышевого листка, под влиянием хордомезодермы. На 20-й день возникает центральная продольная борозда, которая разделяет нервную пластинку на левую и правую половины. Края пластинок утолщаются, начинают закручиваться и затем сливаются, образуя нервную трубку. Краниальная часть этой трубки расширяется и делится на три мозговых пузыря. К 5-й неделе передний и задний пузыри вновь делятся, в результате чего образуются конечный (telencephalon), промежуточный (diencephalon), средний (mesencephalon), задний (metencephalon) и продолговатый мозг  (myelencephalon). Полости мозговых пузырей в процессе развития превращаются в вентрикулярную систему головного мозга. Конечный мозг на 30-й день начинает делиться продольно

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Патанатомия
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
295 Kb
Скачали:
0