Глава 5 РАЗОМКНУТАЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Уравнения и структурные схемы ЭМ системы
Математическое описание ЭМС состоит из уравнения механической характеристики и уравнения движения. Если взять за основу двухмассовую механическую систему, то уравнение движения запишется:
ЭМС с ДПТ НВ
Упрощенная схема
Уравнение, описывающее данную систему:
Где - коэфициент пропорциональности, определяемый по кривой намагничивания
Полная структурная схема
При переменном потоке Ф=var система (5.1) нелинейна и для анализа динамики применяется ВТ, либо линеаризация кривой намагничивания в окрестностях рабочей точки статического режима. Когда магнитный поток не изменяется, т.е. Ф=const, 1-е уравнение в (5.1) исключается, КФ выступает в роли параметра и система становится линейной, позволяя получить аналитическое решение.
ЭМС с АД
Для уравнения механической характеристики АД используем координатную систему XY и дифференциальную форму в векторном виде:
1-е слогаемое в 3-м уравнении представляет собой электромагнитный момент:
Система (5.2) нелинейна из-за произведения переменных, но позволяет производить анализ динамики в большом. При анализе процессов пуска, торможения и реверса погрешность модели определяется неучётом различных явлений при больших скольжениях. Если анализируются процессы на устойчивой части механической характеристики, то можно линеаризированное уравнение:
ω1- скорость ротора (1-й массы)
Обычно используется координатная система ας, связанная с явнополюсным ротором, имеющим ОВ:
1-е слогаемое в4-м уравнении представляет собой синхронную составляющую электромагнитного момента, а 2-е слогаемре представляет собой асинхронную составляющую, вызванную действием пусковой демпферной обмотки.
Вычислительная техника позволяет при анализе использовать и более сложные модели, например, при питании АД переменного тока от ВП-й, когда требуется учесть реальные кривые токов и напряжений, используется модуль в фазных координатах АВС
ЭМС с линеаризованной характеристикой
Для ДПТ и АД на рабочих участках характеристик она записывается в следующем виде:
Отличие заключается в определении электромагнитной постоянной и модуля жёсткости. Т.е. электромеханическая система будет:
(5.4) наиболее полно отвечает ДПТ с КО и АД с жёсткой характеристикой. Для ДПТ ПсВ использовать (5.4) можно только в окрестностях рабочей точки статического равновесия. Для СД 1-е уравнение (5.4) требует учёта двух составляющих: синхронного и асинхронного моментов.
Сэм – коэфициент жёсткости электромеханической связи.
Для большинства ЭП влияние упругой связи на движение двигателя незначительное, т.е. в этом случае имеем описание ЭМС.
Структурная схема:
(5.5) позволяет проанализировать динамические свойства большинства ЭП
Динамические свойства ЭМС
По (5.5) передаточная функция по управляющему воздействию:
и по возмущению:
Характеристическое уравнение:
имеет корни где
Тм – электромеханическая постоянная времени (Тм=J/β)
Тэ – электромагнитная постоянная времени
1 m > 4; Тм > 4Тэ, т.е. р1= -α1; р2= -α2
Теперь (5.6) можно привести к виду:
Т.е. ЭМС представляет собой два последовательно соединённых звена.
Логарифмические характеристики:
Переходная характеристика представляет собой реакцию системы на скачёк воздействия , т.е. это изменение ω(t) на скачёк напряжения на якоре (U) для ДПТ или скачёк частоты статора (f Т) для АД. Весовая характеристика при Мс=0 из уравнения движения получается:
dω/dt=M/J,т.е. она представляет изменение момента двигателя и с увеличением уровня скачка амплитуда весовой характеристики увеличивается , поэтому требуется ограничение указанных воздействий.
2. m=4; Тм=4Тэ, при этом корни:
р1.2= -1/2Тэ т.е. система также представляет 2 аппериодических звена и свойства аналогичны предыдущему случаю.
3.m<4; Тм<4Тэ, корни: р1.2= - α ± jΩр.
(5.6) приводится к виду:
т.е. система представляет собой колебательное звено.
При ξ<0.5 в логарифмической характеристике появляется резонансный всплеск.
Переходные характеристики при разных значениях m:
Т.е. при m=2, ξ=0.71 – ТО;
m=0.5 - СО.
С уменьшением m увеличивается колебательность. В соответствии с (5.7) при скачке возмущения Мс колебания скорости будут больше за счёт форсирующего звена, вызванного электромагнитной инерционностью.
При анализе динамики разомкнутых ЭП, если m>4, то можно принебречь электромагнитной постоянной времени и считать, что переходной процесс протекает по статическим характеристикам. При анализе замкнутых ЭП принебрегать электромагнитной постоянной времени нельзя.
Для большинства ЭП m ≥ 0.5 и в упрощённых расчётах даже при m<4 колебательностью можно принебречь и представить передаточную функцию в виде:
Т.е. получается:
Устойчивость статического режима
В статическом режиме для одно- и двухмассовых механических частей уравнение ЭП записывается:
М=Мс,
Но в отдельных случаях работы привода является неустойчивой. Рассмотрим на примере ЭП АД с крановой нагрузкой:
В т.1 отклонение вызывает увеличение отклонения, т.е. при уменьшении скорости:
Мр=М-Мс<0,
Привод будет и дальше тормозиться.
В т.2 – увеличение скорости:
Мр>0
и скорость будет возрастать.Т.е. т.1 – это точка неустойчивой работы.
Во 2-й точке возникающий динамический момент направлен на уменьшение отклонения скорости.
Т.о. при Мс=const условие устойчивой работы запишется:
В общем случае статические моменты зависят от скорости и тогда условие устойчивой работы запишется:
Полный анализ устойчивой работы предполагает и анализ динамики в окрестностях рабочей точки.
Динамические свойства ЭМС с упругой связью.
Электромеханическая постоянная времени для 1-й массы:
и тогда интегрирующее звено:
Структурная схема:
При принятых допущениях механическая часть представляет собой консервативное колебательное звено, т.е. если М(t)=const, то возникшие колебания в механической части являются не затухающими. Однако, наличие внутренней ОС по скорости приведёт к колебаниям момента, что обусловлено жёсткостью динамическо – механической характеристики:
Если Тэ=0, то М= -β*ω(р)
Данное выражение аналогично уравнению вязкого трения, т.е., энергия колебаний за счёт внутренней ОС отводится в электрическую часть и ЭМС в целом проявляет демпферные свойства.
Для облегчения анализа обычно переходят от частных параметров (R, L, C) к обобщённым (Т, γ, β), имеющим определённыё физический смысл, а для уменьшения коэфициентов используют относительные величины. Преобразованные т.о. структурные схемы и уравнения называют нормированными. Введём относительное безразмерное время:
тогда
Нормированная структурная схема
Передаточная функция по управляющему воздействию:
Характеристическое уравнение:
Характеристическое уравнение имеет 4 корпуса. В зависимости от сочитания параметров возможны следующие варианты:
1. Две пары комплексносопряжённых корней:
2. Пора комплексносопряжённых корней
3.Все вещественные корни
Для учёта колебаний системы или учёта интенсивности затухания колебаний используется так называемый дикримент затухания:
Если имеется несколько комплексных корней, то α и Ω берутся для корней, дающих наименьшее значение λ.
Если принять Тэ=0, то колебание ЭМС зависит от соотношения масс γ и электромеханической посточнной Тм1=J/β
При этом характеристическое уравнение:
или
Изменяя сопротивление цепи двигателя или магнитный поток, можно изменять β=0…∞.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.