АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Институт государственной службы
Проректор по учебной работе
-----------------------
----------------------------2004 г.
По курсу «Страноведение»
По специальности «Международные отношения»
Форма обучения: очно-заочная
Кафедра международных экономических отношений
Лекции 28
Практические (семинарские) занятия – 12
Тематические дискуссии – 8
ВСЕГО - 48 часов
1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,
1.1 . ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью курса «Страноведения» является изучение закономерностей, особенностей территориальной организации производительных сил, специализации хозяйства зарубежных стран, их места в территориальном разделении труда в соответствии с социально-экономическими и природными предпосылками.
Не менее важной целью курса является научить слушателей свободно оперировать экономическими понятиями, уметь прогнозировать социально-экономические процессы, в конечном счете, выбирать наиболее эффективные способы решения проблем и принятия управленческих решений.
1.2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основными задачами изучения зарубежных стран являются:
- формирование представления об особенностях развития и территориальной организации производительных сил;
- свободного владения знаниями о природно-ресурсном потенциале, населении и трудовых ресурсах, ведущих отраслях экономики, региональных хозяйственных различиях изучаемых стран;
- умения использовать основные положения дисциплины при объяснении причинно-следственных связей между природными и социально-экономическими явлениями;
- овладение знаниями о пространственных сочетаниях и территориальных связях политических явлений, их закономерностях. При этом необходимо учитывать влияние разного рода идеологических факторов, особенностей формирования государственно-территориального устройства, взаимоотношений с другими государствами (особенно соседними) и других факторов, которые оказывают очень большое влияние, а иногда и решающее влияние на общее соотношение и расстановку политических сил в отдельных странах и регионах.
- формирование опыта самостоятельного использования положений дисциплины в практической работе.
2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Номер |
Наименование темы курса, наименование и содержание лекции |
Объем в час. |
|||
Сес-сии |
Темы |
Лекции |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
1 |
1 |
Введение. Предмет, задачи и место страноведения в системе подготовки слушателей. Типология стран мира. 1.Современное территориально-политическое устройство мира. 2.Типология стран. Критерии и принципы классификации стран мира. 3.Характеристика группы развитых (постиндустриальных) стран, развивающихся стран и стран с централизованно планируемой и переходной экономикой. |
4 |
|
2 |
2 |
Страны Европы (без СНГ). Геополитическое положение региона. Политико-экономический обзор. 1.Политическая карта зарубежной Европы. Позиции зарубежной Европы в мировом населении и мировой политике. Геополитическое положение Европы. Политическое устройство стран региона. 2.Природно-ресурсный потенциал, население, краткая характеристика хозяйства стран региона. 3.Особенности развития интеграционных процессов в Европе. |
2 |
||
3 |
3 |
Федеративная Республика Германия. 1.Образование ФРГ. Формирование двух немецких государств после второй мировой войны. Процесс объединения Германии в 1990 году. Государственное устройство, политические партии ФРГ. 2.Природно-ресурсный потенциал, население. 3.Краткая характеристика хозяйства ФРГ. Проблемы социально-экономического развития. |
2 |
||
4 |
4 |
Французская Республика. 1.Положение страны на политической карте Европы. Внутреннее политическое устройство. Заморские департаменты и территории. 2.Разнообразие природных условий и ресурсов. Население страны. 3.Краткая характеристика хозяйства Франции. |
2 |
||
5 |
5 |
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. 1.Оценка геополитического положения страны Колониальные владения. Проблема Северной Ирландии. Государственное устройство, политические партии. 2.Природно-ресурсный потенциал и население страны. 3.Краткая характеристика экономики страны, ее индустриальный характер. |
2 |
||
6 |
6 |
Итальянская Республика. 1.Положение страны на политической карте Европы. Особенности политического устройства, политические партии и организации Италии. 2.Природно-ресурсный потенциал и население страны. 3.Краткая характеристика хозяйства. Диспропорции в уровне экономического развития Севера и Юга Италии. |
2 |
||
7 |
7 |
Страны Центрально-Восточной Европы. 1.Территория. Состав стран. Изменение политической карты региона в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. 2.Причины и последствия кризиса в бывших социалистических странах Европы в конце 80-х годов. 3.Основные черты хозяйства Польши, Чехии, Словакии. Сходные черты и различия планов реформирования экономики стран региона. |
2 |
||
8 |
8 |
Страны Северной Америки. Особенности политического и экономического развития. 1.Оценка современного геополитического положения Североамериканского региона. 2.США, геополитическое положение, природные условия и ресурсы, население. Место и роль страны в мировой экономике и политике. 3.Исторические особенности развития. Государственный строй, политические партии. 4.Общая характеристика хозяйства, его типологические черты. |
4 |
||
9 |
9 |
Страны Латинской Америки. Особенности политического и экономического развития. 1.Современная политическая карта региона. Типы стран. Различия в уровне экономического развития государств, их место в МРТ. 2.Природные условия и ресурсы, проблемы освоения труднодоступных районов. 3.Особенности современного хозяйства, его характерные черты. |
2 |
||
10 |
10 |
Страны Азии (без СНГ), их место и возрастающая роль в мировой политике и экономике. Геополитическое положение. 1. Состав стран, их главные черты. Региональное деление. Современная политическая карта Азии. Политические проблемы, «горячие точки» на азиатском континенте. 2.Трудовой и ресурсный потенциал стран региона. 3.Различия между странами Азии по уровню и особенностям социально-экономического развития. |
2 |
||
11 |
11 |
Япония. 1.Международное значение Японии, как одного из «трех центров силы». Особенности стратегического положения, природных условий и ресурсов. Государственное устройство. 2.Характеристика населения. Социальная политика государства. 3.Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны. |
2 |
||
12 |
12 |
Китайская Народная Республика. 1.История образования, современное стратегическое положение Китая |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.