Анализ религии как социокультурного явления. Анализ религиозных традиций Беларуси в контексте формирования и развития идеологии белорусского государства

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Причины и условия возникновения современных нетрадиционных религиозно-мистических движений и культов. Религиозно-философские учения и духовные движения второй половины  XIX–XX столетия. Движение Нью-Эйдж и духовные лидеры нашего времени.

Особенности и классификация новых религиозных движений: неориентализм (Общество трансцендентальной медитации, Международное общество Сознание Кришны); неохристианство (Церковь Объединения, Семья любви, Церковь Христа, Великое Белое Братство, Церковь последнего завета, Богородичный центр); сайентологическое направление (уфология, экстрасенсорика, современная астрология, Церковь Саентологии, Христианская Наука); новая магия и спиритизм; оккультизм; неоязычество. Особенности вероучения, культа и организации нетрадиционных религиозных объединений.

Специфика деструктивных религиозных движений: маргинальность, эклектичность, авторитарность, коррекция ментальности, ориентация на молодежь, активное миссионерство, меркантилизм.

Проблема психологической реабилитации последователей неокультов и меры предупреждения деструктивного влияния неокультов на молодежь.

Тема 9. Конфессиональная история Беларуси

Дохристианская культура восточнославянских племен. Племенные и ранненациональные верования восточнославянских племен. Языческая мифология. Культ Перуна.

Распространение христианства на белорусских землях. Создание епископских кафедр в крупнейших городах края – Полоцке (992) и Турове (1005). Монастыри и монастырские школы как центры культуры и просвещения. Значение просветительной деятельности белорусских подвижников – Евфросинии Полоцкой, Кирилла Туровского.

Католицизм на Беларуси. Соперничество между православной и католической конфессиями в Великом княжестве Литовском (ХIII–ХVI вв.). Брестская церковная уния 1596 года: причины, характер, основные результаты. Униатство.

Появление и распространение протестантских общин на белорусских землях.

Разделы Речи Посполитой и присоединение Беларуси к России. Религиозные процессы на Беларуси в XIX – начале XX в.

Свободомыслие в контексте белорусской национальной культуры. Вклад деятелей белорусской культуры в развитие свободомыслия.

Положение религии, церкви и верующих в советский период.

Религиозное возрождение в постсоветский период. Тенденции религиозной жизни в трансформирующемся белорусском обществе. Конфессиональная структура современной Беларуси.

Духовно-нравственные основы идеологии белорусского государства.

Тема 10. Свободомыслие как явление культуры. Свобода совести

Понятие свободомыслия. Связь свободомыслия с естественнонаучными, философскими и гуманитарными знаниями. Свободомыслие и процессы секуляризации.

Исторические типы свободомыслия по отношению к религии: скептицизм, богоборчество, индифферентизм, деизм, пантеизм, агностицизм, антиклерикализм, светский гуманизм, атеизм.

Исторические этапы развития свободомыслия. Свободомыслие в Древнем мире. Идеи богоборчества и скептицизма в мифологии, художественном творчестве, философских учениях Древнего мира. Античные философы о возникновении религии (Ксенофан, Демокрит, Эпикур, Лукреций).

Свободомыслие в средние века и эпоху Возрождения. Еретические движения в Западной Европе. Свободомыслие в народной культуре средневековья. Критика религии мыслителями эпохи Возрождения                    (Э. Роттердамский, Н. Макиавелли).

Свободомыслие в Новое время. Философская и естественно-научная основа свободомыслия в Новое время. Вклад философов эпохи Просвещения в критику религии. Философы-деисты. Атеизм Л. Фейербаха. Атеизм К. Маркса и Ф. Энгельса. Свободомыслие в России в ХVII–ХХ веках.

Свободомыслие в XX веке. Основные направления в современном западном свободомыслии: неопозитивистское, фрейдистское, неофрейдистское, атеистический экзистенциализм, секулярный гуманизм.

Свободомыслие в контексте белорусской национальной культуры. Вклад деятелей белорусской культуры и философской мысли в развитие свободомыслия.

Свободомыслие как духовное выражение процессов секуляризации в современном обществе.

Свобода совести. Правовые основы свободы совести в Республике Беларусь.

Мировоззренческий плюрализм как основная тенденция развития современного общественного сознания.


III. Бюджет учебного времени,

отводимый  на учебную дисциплину

по специальностям (специализациям)

Специальность (специализация)

Всего

(часов)

Всего аудиторных часов для форм обучения

Форма контроля

очной

заочной

1

Государственное управление и право

46

30(16)

10 (36)

зачёт

2

Государственное управление и право

46

20(26)

зачет

3

Государственное управление и право

52

10(42)

зачет

4

Государственное управление и экономика (экстернат, открытое образование)

10

8 (2)

зачёт, тест

5

Управление информационными ресурсами

24

16(8)

зачёт


IV. ЛИТЕРАТУРА

НОРМАТИВНАЯ

1.  Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994г. (С изм. и доп. от 24 ноября 1996г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №1. 1/0.

2.  Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992г «О свободе совести

Похожие материалы

Информация о работе