Принципиальные основы теории менеджмента. Сущность менеджмента, его необходимость, объект и субъект. Классификация систем управления

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ЛЕКЦИЯ 2. Принципиальные основы теории менеджмента.

1.  Сущность менеджмента, его необходимость, объект и субъект.

2.  Системный подход в управлении: сущность и принципы.

3.  Классификация систем управления.

4.  Процессный и ситуационный подходы, их методология.

1

Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный экономический лексикон, став по сути дела аналогом понятия «управление».

Из предыдущих курсов вы должны помнить, что английское слово «менеджмент» (management) происходит от корня латинского слова «manus» (рука). Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало – искусство управлять лошадьми. Впоследствии это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали им обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

Понятие менеджмент в экономической теории и практике часто применяется без его перевода. По этому поводу существует, по крайней мере, четыре точки зрения:

1. Считается, что введение термина «менеджмент» – это дань моде, увлечение западными экономическими теориями. Поэтому можно без ущерба для дела заменить иностранное слово менеджмент русским словом управление.

2.  Менеджмент рассматривается как средство капитализации экономики, т.е. как управление экономикой в условиях частной собственности.

3. Менеджмент – это система управления в условиях рыночной экономики.

4. Менеджмент – это управление людьми в отличие от управления машинами.

В экономической литературе существует множество определений менеджмента, каждое из которых акцентирует внимание на его отдельных признаках. В общедоступном понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Следует различать понятия: управление, менеджмент и руководство.

Понятие «управление» по своему содержанию намного шире понятия «менеджмент», так как применяется во многих сферах человеческой деятельности (управление в неживой природе и биологических системах, управление государством и т.д.).

Мы можем сказать «управление природными ресурсами», но не можем сказать «менеджмент природными ресурсами» и т.д.

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятий, корпорации или фирмы, которые действуют в условиях рыночных отношений.

Руководство, в свою очередь, мы рассматриваем только лишь по отношению к одной из функциональных областей менеджмента – персоналу организации и трактуем как должностное полномочие, при котором влияние на подчиненных оказывается с помощью формальной власти.

Следовательно, управление > менеджмент, а менеджмент > руководство.

В современном значении слова «менеджер» и «менеджмент» появились тогда, когда владельцы предприятий, хозяева имущества сообразили, что выгодно не самим управлять собственным имуществом, а привлекать для этого профессионалов, специально отобранных и обученных такой работе. Последним стали поручать главную задачу предпринимательства – получение высокой прибыли.

Возникновение менеджмента как отдельной области знаний и профессии датируется концом XIX века и вызвано ростом масштабов хозяйственной деятельности и его главным следствием – широким привлечением наемного труда. Сначала наемным работникам была передана производственная функция, а затем функция текущего управления и контроля.

С появлением акционерной формы предприятий количество собственников увеличилось, и изменился сам объект собственности: теперь это было уже не просто предприятие, а денежный вклад в капитал АО, которому это предприятие принадлежало. Так возник класс наемных управляющих.

Содержание понятия «менеджмент», таким образом, можно рассматривать

Похожие материалы

Информация о работе