МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.О.СУХОГО
Факультет автоматизированных и информационных систем
Кафедра «Автоматизированный электропривод»
Лабораторная работа № 5
по дисциплине: «Автоматизация типовых технологических установок и комплексов»
«Структурная схема регулятора тока PС3 электропривода “Размер 2М-5-21”. Формирователь тока ротора (ФТР) и его временные диаграммы работы»
Исполнитель: студент гр. ЭП-41
Руководитель: доцент, к.т.н.
Гомель 2006
Рис.1. Структурная схема регулятора тока РС3:
ФТР – формирователь тока ротора; ТК1 – температурный корректор; ИФП – импульсно-фазовый преобразователь; ФД1, ФД2 – фазовые детекторы; PU – измерительный стрелочный прибор; ФБл – формирователь сигналов блокировки, Rt – встроенный в двигатель терморезистор
Рис. 2. Схема формирователя тока ротора ФТР
Рис. 3. Временные диаграммы работы ФТР
Регулятор скорости РС3 используется в приводе подачи. Он предназначен для формирования сигналов задания фазных токов А и В, для контроля функционирования контура регулирования скорости и выработки сигналов «перегрев двигателя» и «превышение момента» на валу двигателя.
Функциональная схема блока приведена на рис. 1.
Усилитель регулятора скорости (ОУ Dl, D2) выполнен по схеме ПИ-регулятора вырабатывающего сигнал задания момента Uq. Постоянная времени интегрирования регулятора Ти = (R3 + R6)·C9 выбрана так, что при подаче сигнала задания скачкообразно перерегулирование не превышает 15%. При подключении к двигателю механизма подачи перерегулирование уменьшается за счет увеличения момента инерции приведенного к валу двигателя.
Коэффициент пропорционального усиления равен:
Сигнал Uqопределяется выражением:
Уровень сигнала Uqопределяет задание момента на валу двигателя. Максимальному моменту соответствует Uq= ±5 В. Ограничение выполняется диодным ограничителем V6...V9. Повторитель на ОУ D2 служит для согласования ПИ-регулятора с последующими схемами.
С помощью ключа на полевом транзисторе V5 исключается интегральная ошибка в сигнале Uq. Измерительный прибор PU контролирует величину заданного момента. Отклонению стрелки до цифры «1» соответствует номинальное значение момента.
При превышении уровня 2,5 В на выходе ПИ-регулятора (D1) на время больше 200 мс срабатывает компаратор D3, расположенный в схеме ФБЛ. Выдается сигнал блокировки ФБ в блок автоматики АП5, а также загорается светодиод V26 на блоке РСЗ.
Сигнал задания тока статора Тзс формируется в виде суммы двух векторов, модули которых пропорциональны сигналам Udи Uq. Векторное суммирование эквивалентно суммированию двух синусоидальных сигналов, смещенных на 90°, амплитуды которых соответственно пропорциональны Udи Uq. Фаза полученного сигнала зависит от олярности и отношения (Uq /Ud). Суммирование выполняет ОУ D14.
Сигнал задания тока ротора Тзр, пропорциональный Uq, формируется в формирователе ФТР. Этот сигнал определяет (совместно с частотой скольжения) величину и направление момента на валу двигателя. ФТР представляет собой модулятор с отрицательной обратной связью по амплитудному значению сигнала Тзр (рис. 2). Фаза сигнала Тзр определяется полярностью напряжения Uq. При положительном Uqфазы сигнала Тзр и сигнала Up( =COS / ФВ) совпадают. При отрицательном — противоположны.
На входе ФТР включен интегратор D6, выходной сигнал которого управляет проводимостью каналов полевых транзисторов D5.1 и D5.2, тем самым изменяется напряжение баланса моста. Усилитель D7 на выходе формирует синусоидальный сигнал Тзр с амплитудой, равной Uq. Обратная связь осуществляется через ОУ D9. К неинвертирующему входу D9 подключен ключ V12, проводимость канала которого управляется компаратором D8. Моменты подключения обратной связи определяются сигналом Up. Срабатывание компаратора D8 переводит ОУ D6 в режим инвертирования напряжения. Выделенная разность между Uqи сигналом Тзр служит для коррекции амплитуды сигнала Тзс.
Временные диаграммы работы ФТР приведены на рис. 3.
Вторая составляющая сигнала Тзс — задание потока (тока возбуждения) — формируется в регуляторе потока РП (D4.1 и D4.2) при помощи вспомогательных сигналов Ф1 и Ф2. Амплитуда этой составляющей зависит от эквивалентной проводимости Т-образной цепи γ(Ud), включенной на входе усилителя D14 (R28, D4.1, D4.2) и являющейся функцией сигнала Udи амплитуды сигнала Uв = 8,4 В (UB =sin / ФВ). Таким образом, амплитуда сигнала Тзс будет представлена выражением:
Сигналы задания фазных токов ТзА и ТзВ получают с помощью фазовых детекторов ФД1 и ФД2. Сигнал ТзВ сдвинут относительно ТзА на 120 эл. градусов. Оба сигнала имеют синусоидальную форму с частотой, которая определяется выражением
f = р ·fвр ± fc,
где р — число пар полюсов асинхронного двигателя; fвр — частота вращения ротора; fc — частота скольжения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.