Теоретические основы БЖД. Человек как элемент системы «человек – среда». Воздух, вода, почва, лес как факторы среды обитания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение технического прогресса во все сферы общественно – производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождается появлением и широким распространением различных природных, биологических, технических, экологических и других опасностей. Они требуют от каждого специалиста умения определять и осуществлять комплекс эффективных мер защиты от их неблагоприятных воздействий на организм человека, здоровье трудовых коллективов и населения.

Формированию такого специалиста способствует изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которая помогает выработать идеологию безопасности , навыки конструктивного мышления и поведения с целью безопасно осуществлять свои профессиональные и социальные функции.

Основными целями преподавания учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются:

·  Формирование мировоззрения и воспитание у студентов социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности.

·  Освоение теоретических, организационно – правовых и методических основ обеспечения безопасности жизнедеятельности.

·  Приобретений знаний по идентификации и профилактике опасностей в различных условиях жизни человека.

Учебный план курса

                                    Лекционные занятия (34 часов)

№п/п

Тема и ее содержание

Количество часов

1.

Теоретические основы БЖД. Основные понятия и определения. Опасность. Номенклатура опасностей. Таксономия опасностей. Идентификация опасностей. Причины и следствия. Аксиома о потенциальной опасности деятельности. Квантификация опасностей. Концепция приемлемого (допустимого) риска Управление риском. Системный анализ безопасности. «Дерево причин и опасностей» как система Логические операции при анализе безопасности систем. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности  деятельности. Принципы обеспечения безопасности. Классификация. Определения. Примеры. Методы обеспечения безопасности. Классификация. Определения. Примеры. Средства обеспечения безопасности.  Управление безопасностью жизнедеятельности

4

2.

Человек как элемент системы «человек – среда». Общие положения. Характеристика анализаторов. Зрительный анализатор. Слуховой анализатор. Кожный анализатор. Кожный анализатор. Болевая чувствительность. Тактильный анализатор. Обоняние. Температурная чувствительность. Вкус. Вибрационная чувствительность. Органическая чувствительность. Антропометрическая совместимость. Биофизическая совместимость. Информационная совместимость. Психологическая совместимость. Социальная совместимость. Технико – эстетическая совместимость. Основы управления БЖД. Понятие об управлении БЖД. Системный подход в управлении. Стадии жизненного цикла. Функции управления БЖД. Средства управления БЖД. Декомпозиция предметной деятельности. Примерная схема проектирования БЖД.

6

3.

Природные опасности.  Общие положения. Литосферные опасности (землетрясения, сели, снежные лавины, извержения вулканов, оползни). Гидросферные опасности (наводнения, цунами). Атмосферные опасности (антициклон, туман, град, гром, молния, ураганы, буря, смерчи). Космические опасности (астероиды, солнечная радиация)

4

4.

Биологические опасности. Общие сведения. Царство микроорганизмов. Открытие Левенгука. Микробиология. Виды микроорганизмов (бактерии, вирусы и др.). Рост и размножение организмов. Бактериологическое нормирование. Грибы. Растения Животные.

2

5.

Техногенные опасности. Механические опасности   Механические колебания ( вибрация, шум, ультразвук, инфразвук, гиперзвук). Электромагнитные поля. Характеристики ЭМП. Источники ЭМП и классификация электромагнитных излучений. Воздействие электромагнитных излучений на организм человека. Принципы нормирования электромагнитных полей. Нормирование ЭМП радиочастот. Нормирование ЭМП промышленной частоты и статических полей. Нормы и рекомендации для защиты от ЭМП при эксплуатации компьютеров. Меры и средства защиты от воздействия ЭМП. Защита от лазерного излучения Ионизирующие излучения . Физика радиоактивности. Биологическое действие ионизирующих излучений. Источники излучения. Нормирование радиационной безопасности Электробезопасность. Действие электрического тока на человека. Факторы, определяющие опасность поражения электрическим током Условия, поражения электрическим током. Технические способы и средства защиты. Первая помощь при поражениях электрическим током. Защита от статического электричества. Возникновение статического электричества. Опасность статического электричества. Световой климат Основные единицы освещенности Естественное освещение. Искусственное освещение Химические опасности..Ксенобиотики. Вредные вещества. Тяжелые металлыЯдохимикаты. Сиильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). Защита от химических опасностей. Взрывы и пожары

6

6..

Воздух, вода, почва, лес как факторы среды обитания. Физические  параметры воздуха и строение атмосферы Загрязнители воздуха и методы их устранения. Нормативные акты по чистоте воздуха. Общие сведения о гидросфере. Вода и человек. Физиологическое и гигиеническое значение воды. Заболевания, связанные с изменением солевого и микроэлементного состава воды. Вода как путь передачи инфекционных заболеваний. Влияние хозяйственно – бытовой и производственной деятельности человека на свойства природных вод. Показатели качества воды. Нормирование и нормативные акты в области охраны водной среды. Защита воды. Почва. Роль почвы в передаче инфекционных заболеваний. Процессы самоочищения почвы Лес.

4

7..

Экологические опасности. Источники экологических опасностей. Подкисление окружающей среды. Эвтрофирование окружающей среды. Загрязнение ксенобиотиками. Концентрирование (биоаккумулирование) токсических веществ. Эволюционное значение ксенобиотиков и экологических катастроф.

2

8..

Социальные опасности. Социум. Социальные опасности. Классификация социальных опасностей. Причины социальных опасностей. Виды социальных опасностей.

2

9..

Экстремальные и чрезвычайные ситуации. Понятие о чрезвычайных ситуациях (ЧС) и их классификация. Зона химического поражения и действия населения в зоне химического поражения. Зона радиоактивного загрязнения и действия населения в этой зоне. Зоны ЧС природного характера (землетрясения, наводнения) и действия населения. Зона биологического загрязнения и действия населения. Средства защиты в ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Защита населения в ЧС за рубежом. Международное сотрудничество.

4

                                    Практические занятия (18 часов)

           Анализ безопасной работоспособности технических систем                                  

Место анализа системы «Человек – техника – среда» в дереве системы

Похожие материалы

Информация о работе