6 Назначение маслоснабжения турбин
Система маслоснабжения паротурбинного агрегата может состоять из устройств обеспечения маслом системы регулирования, системы подачи масла на охлаждение и смазывание подшипников и системы подачи масла на уплотнение вала генератора.
Системы маслоснабжения, регулирования, охлаждения и смазывания подшипников могут иметь общий масляный бак и общие насосы подачи масла. Такие системы в турбостроении применяются для турбин мощностью до 200 МВт и выполняются с главным масляным насосом, приводящимся от вала турбины. В качестве рабочего тела в таких маслосистемах используются нефтяные масла Т-22, Тп-22, Тп-22С, ТСп-22.
При создании турбин большой мощности, где потребовалось применить повышенное давление масла в системе регулирования, размещение насосных дисков на валу оказалось конструктивно сложным. Кроме того, значительные температурные перемещения корпуса переднего подшипника затрудняли трассировку маслопровода к этому корпусу с позиций их самокомпенсации при перемещениях. Расположение масляного бака большой емкости вблизи горячих паропроводов давало и большую пожарную опасность.
По перечисленным причинам главный маслонасос был снят с вала турбины и заменен двумя насосами с приводом от электродвигателей. Применение электропривода позволило удалить масляный бак от узла главных паропроводов, расположив его в удобном для установки насосов месте. Следствием такого решения было разделение системы регулирования и смазывания и создание централизованной системы, обслуживающей все требующие смазки узлы главной турбины, генератора, возбудителя и турбопитательного насоса, а также узлы регулирования и защиты турбопитательного насоса.
Применение повышенного давления масла в системах регулирования мощных турбин поставило проблему пожарной безопасности агрегата в случае разрыва маслопроводов системы регулирования и попадания масла на паропроводы свежего пара. Эта проблема была решена применением в системах регулирования огнестойких синтетических масел.
Современные мощные паротурбинные агрегаты имеют три независимые маслосистемы: 1) регулирования главной турбины; 2) централизованную систему охлаждения и смазывания подшипников и других узлов главного паротурбинного агрегата и турбопитательных насосных агрегатов; 3) систему уплотнений вала генератора. В системах регулирования используются огнестойкие синтетические масла Иввиоль и ОМТИ, а в системах смазывания и уплотнения - нефтяные масла Т-22.
Основными устройствами систем маслоснабжения являются маслонасосы, маслобаки и маслоохладители. Маслосистема с главным маслонасосом (ГМН) на валу турбины, кроме упомянутого насоса имеет пусковой, резервный и аварийный насосы смазки с приводом соответственно от двигателя постоянного и переменного тока. Пусковой насос является резервом ГМН при его неисправности и необходим при пуске и останове турбины, когда ГМН не создает необходимого напора. Насосы центробежного типа, установленные на валу турбины, прекращают подачу масла при частоте вращения 600-800 об/мин, если на входной части насоса установлен гидравлический затвор, а при его отсутствии подача прекращается уже на уровне 2000 об/мин. Пусковой насос и ГМН в системе смазки подшипников резервируются обычно двумя аварийными масляными насосами, один из которых имеет привод от двигателя переменного тока, другой – от двигателя постоянного тока. Аварийные насосы представляют собой первую ступень резервирования ГМН, вторую ступень организуют применением аварийных емкостей, расположенных над подшипниками, что в какой-то мере снижает пожарную безопасность агрегата.
Для включения в работу центробежного насоса сам насос и трубопровод на входе в насос необходимо залить маслом. Кроме того, центробежные насосы очень чувствительны к попаданию воздуха на вход насоса. По перечисленным причинам работа ГМН, установленных на валу турбины, без дополнительных устройств, подающих масло на вход насоса, невозможна. Масло на вход насоса подается с помощью масляных инжекторов. Инжекторы имеют низкий КПД (около 25%), но для создания небольших напоров их применение оправдано, поскольку установка для подпора ГМН, например, насоса объемного типа требует редукционной передачи, а инжектор не имеет ни одной подвижной детали, в силу чего надежность его значительно выше. Затраты же мощности на повышение давления масла в инжекторе невелики.
Для обеспечения высоких коэффициентов теплопередачи от масла к воде необходимо интенсифицировать теплообмен со стороны масла. Поэтому гидравлическая схема маслоохладителей из-за большей кинематической вязкости масла организуется так, что охлаждающая вода движется внутри трубок, а масло омывает их снаружи, двигаясь в межтрубном пространстве, где для направления потока масла поперек трубок установлены промежуточные перегородки типа диск-кольцо.
Для компенсации температурных расширений трубная система соединена с корпусом посредством мембраны. Маслоохладители по охлаждающей воде включаются параллельно с конденсатором. Гидравлическое сопротивление маслоохладителей должно быть меньше, чем конденсатора. Маслоохладители по тракту воды выполняются двух- и четырехходовыми, по тракту – одноходовыми.
Одним из основных требований, предъявляемых к маслоохладителям, является плотность системы. По ПТЭ в маслоохладителях давление масла поддерживается выше давления воды. При использовании дорогостоящих (ОМТИ) или токсичных (Иввиоль) огнестойких синтетических масел давление воды поддерживают выше, чем масла.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.