РАСЧЕТНО-ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 2.5.
Исследование цепи переменного тока с параллельно соединенными элементами
(резонанс токов)
Цель работы: 1. Экспериментальное исследование режимов цепи синусоидального тока при параллельном соединении ветвей.
2. Установление условий возникновения резонанса токов.
3. Повышение cos ф в цепях переменного тока.
Программа работы
1. В электрической цепи с параллельным соединением реальной катушки индуктивности и конденсатора с последовательно включенным с ним резистором получить резонанс токов.
2. Построить векторные диаграммы напряжения и токов. Снять и зарисовать осциллограммы входного напряжения и тока.
3. Снять и построить зависимости I(C); Z(C); Y(C); ф(С) и cos ф(С). Графики строить с несколькими ординатными осями.
4. Определить емкость конденсатора для повышения cos ф электроустановки (RK LK).
В работе используются:
• регулируемый источник переменного напряжения (U=var, f=var) рис. В.2;
• блок переменных сопротивлений (БПС);
• реальная катушка (элементы 11 или 12);
• блок переменных емкостей (БПЕ) рис. В.4;
• резисторы (элементы 01....10);
• измерительные приборы и осциллограф, установленные на стенде.
1. Выберите из набора элементов одну из реальных катушек индуктивности (элемент 11 или 12) с известными параметрами R, и LK (параметры определены в РЛР N 2.1) и при выбранной самостоятельно частоте источника переменного напряжения в пределах 0,3—2 кГц рассчитайте емкость конденсатора С0, при которой в параллельном контуре возникает резонанс токов. Вычислите также величину общего тока I и токи, протекающие через катушку и конденсатор, задаваясь напряжением источника в диапазоне 10...20 В. Величина сопротивления R = 0,5 Хс.
2, На наборном поле соберите электрическую цепь согласно рис. 3.

В качестве резистора Rд используйте элемент 10, в качестве R-БПС, а конденсатора С - БПЕ. Величину напряжения задайте равной взятому для расчета в п. 1 и поддерживайте его неизменным в течении эксперимента. Установите с помощью БПЕ и дополнительных параллельно-включенных конденсаторов Cl, C2, СЗ (расположены рядом с БПЕ в одном блоке) рассчитанную в п. 1 величину С0. Проведите измерения величины напряжения и токов I, IК, IС зарисуйте осциллограммы напряжения u(t) и тока i(t) и определите разность фаз ф. Результаты вычислений п. 1 и измерений п.2 занесите в табл. 5.1 и представьте для контроля преподавателю.
Таблица 5.1
| Величины | I | Iк | Iс | Ф | Хс | C0 | Р | 
| Ед.измерения | А | А | А | град | Ом | мкФ | Вт | 
| Вычислено | .103 | .125 | 0.1319472 | 0 | 106 | 1.33 | |
| Измерено | 101 | 132 | 97 | 0.3 | 113 | 1.4 | |
| Исходные постоянные величины | U =. ........ В; f = ....... Гц; Rк =. ...... Ом LK= ....... Гн; Rд = ....... Ом; R= ....... Ом | ||||||
По результатам вычислений и эксперимента постройте векторные диаграммы токов и напряжений.
| Исходные постоянные величины | N | Со | Вычислено | Измерено | ||
| П/П | I | Ф | I | Ф | ||
| мкФ | А | град | А | град | ||
| U = 15 В; | 1 | 0.12 | 0.1145 | 68.5 | 129 | 35 | 
| f0= 1000Гц; | 2 | 0.5 | 0.084 | 57 | 116 | 25 | 
| Rk= 39Ом; | 3 | 0.7 | 0.073 | 46 | 110 | 20 | 
| Lk= .018 Гн | 4 | 1.33 | 0.071 | 0 | 101 | 0.3 | 
| Rд= 30 Ом | 5 | 3 | 0.18 | -30.6 | 147 | -48 | 
| R= 127 Ом | 6 | 5 | 0.30 | -25.4 | 260 | -60 | 
| 7 | 7 | 0.34 | -22.002 | 325 | -65 | |
3. Поддерживая неизменным напряжение U, измерьте общий ток I и сдвиг фаз ф для 7 значений емкости в диапазоне 0,1 Со— 5 С0 и занесите результат вычислений и эксперимента в табл. 5.2.
Таблица 5.2
По полученным данным постройте резонансные кривые 1(С) (расчетную и экспериментальную) и зависимости ф (С).
3. Для одной из реальных катушек (элемент 11 или 12) рассчитайте емкость конденсатора, который необходимо включить параллельно катушке, чтобы повысить cos ф электрической цепи (рис. 2 а) до значения 0,9....0,95 (величину выбрать самостоятельно). Проверьте расчетные значения cos ф экспериментально, измерив угол ф в схеме рис. 2 а (для наблюдения тока необходимо дополнительно включить Rfl ).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.