Выбор сечения проводников ВЛ производится по экономической плотности тока:
Сечение проводника определяется по формуле:
Iнорм
Fрасч = , (3.1)
jэк где Iнорм – длительный рабочий ток нормального режима (без перегрузок), А;
jэк – нормированная экономическая плотность тока, А/мм2 [5, табл. 3.1].
Сечение, найденное по табл. 3.1, округляется. При этом принимается ближайшее меньшее сечение, если оно не отличается от расчётного значения больше чем на 15 %.
Выбранные по экономической плотности тока проводники проверяются:
– по длительно допустимому току из условий нагрева
Iраб.max ≤ Iдоп, (3.2) где Iраб.max – максимальный рабочий ток;
Iдоп – длительно допустимый ток выбранного проводника.
– по длительно допустимому току для послеаварийного режима
Iп.ав ≤ Iдоп; (3.3)
– по короне.
При расчёте режимов электрической сети определяют напряжения во всех узлах сети, в результате чего могут быть сделаны выводы о возможности работы потребителей с полученными напряжениями. Для расчета используем следующие формулы:
Sn' = Sn−1 + ΔSi , (3.4)
где Sn−1 – мощность конца участка;
ΔSi – потери мощности на рассматриваемом участке.
Si2 ⋅(Ri + jXi ) = Pi2 2+Qi2 ⋅Zi , (3.5)
ΔSi = 2
Uном U ном где Ri , Χi – сопротивления линии на рассматриваемом участке.
На втором этапе по известным данным режима начала высоковольтной ЛЭП (Sн, Uн) определяем напряжения во всех узлах электрической сети по следующим формулам:
U n−1 = Un − ΔU n , (3.6) где U n – напряжение в начале участка рассматриваемой сети; ΔUn – продольная составляющая падения напряжения:
Pn ⋅ Ri + Qn ⋅ Χi
ΔU n = . (3.7)
U n
Пример 3.1
На подстанции (рис. 1) установлено два трансформатора типа ТДТН 40000/220 с номинальными напряжениями обмоток
230/38,5/11 кВ. Сопротивление обмоток: Z30 = 3,6+ j165 Ом; Z04 = 3,6+ j0 Ом; Z05 = 3,6+ j125 Ом [6, табл. 1.7]. Потери мощности холостого хода: ΔPх= 54 кВт, ΔQx = 440 квар. К подстанции подходят две линии напряжением 220 кВ, длиной l = 50 км каждая. Потерями мощности на корону пренебрегаем. Нагрузка на шинах среднего напряжения S4 = 20+ j15 МВА а на шинах низшего напряжения S5 = 24 + j8 МВА. Время использования наибольшей нагрузки 4700 ч.
1. Схема замещения электрической сети (рис. 1) приведена на рис. 3.1.
Определим ток:
Sрасч
Iнорм =,
3⋅Uном ⋅nл где Sрасч – расчетная мощность нагрузки; nл – число линий.
(20+ 24)2 + (15+8)2 ⋅103
Iнорм == 63А.
3⋅230⋅2
Рис. 3. 1. Схема замещения электрической сети
Выберем сечение воздушной линии по экономической плотности тока:
jэк =1,1А 2 – экономическая плотность тока для Тmaх=4700 ч мм
[5, табл. 3.1].
Iнорм 63 2
Fрасч = = = 57 мм .
jэк 1,1
Принимаем сечение провода АС–70/11с длительно допустимым током Йдоп = 265 А [5, прил. табл.1.2].
Выполняем проверку по допустимому току по формуле (3.2):
63 А ≤ 265 А
В послеаварийном режиме:
Sрасч
Iп.ав = ,
3⋅Uном ⋅(n −1)
(20 + 24)2 + (15+ 8)2 ⋅103
Iп.ав ==125,5 А;
3⋅230⋅(2 −1)
125,5 А ≤ 265 А.
По условию короны сечение провода для линий напряжением 220 кВ принимается 240 мм2.
Следовательно, принимаем к установке воздушную линию сечением АС-240/32 с Йдоп = 605 А.
2. Произведем расчет режимов для электрической сети (рисунок 1), схема замещения которой приведена на рис. 3.1.
Требуется определить расчётную нагрузку подстанции и затем по известному напряжению на шинах высшего напряжения найти напряжения на средней и низкой сторонах подстанции.
По формуле (3.4) находим потери мощности в обмотках среднего и низшего напряжения:
МВ·А;
МВ·А.
Определяем мощности в начале обмоток среднего и низкого напряжений:
S NI = SN + ΔSi , (3.8)
S04 = 20+ j15+ 0,02 + j0 = 20,02 + j15 МВ·А;
S05 = 24 + j8+ 0,04 + j2,59 = 24,04 + j10,59 МВ·А;
Мощность в конце обмотки высшего напряжения S0 = 20,02 + j15+ 24,04 + j10,59 = 44,06+ j25,59 МВ·А.
Потери мощности в обмотке высшего напряжения
МВ·А.
Мощность в начале обмотки высшего напряжения по форму-
ле (3.4)
S30 = 44,06+ j25,59 + 0,075+ j5,58 = 44,14 + j31,17 МВ·А.
Учтём потери холостого хода
S23 = S30 + ΔPx + jQx = 44,14 + j31,17 + 0,054 + j0,44 =
= 44,19 + j31,6 МВ⋅А.
Найдём зарядную мощность одной линии, подключаемую к данной подстанции:
Qс =Uном2 ⋅ b0 ⋅l , (3.9)
2
где b0 – удельная реактивная проводимость, зависящая от сечения линии и напряжения, примем b0 = 2,6⋅10−6 См/км [5, табл.1.2]:
Qс Мвар.
Определяем расчётную нагрузку подстанции:
Sр = 44,19 + j31,6− j3,146⋅2 = 44,19 + j25,31 МВА.
По условию нам задано напряжение на шинах подстанции, равное
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.