Организации могут использовать несколько подходов к департамен- тизации на разных уровнях управления. Например, в крупных многопрофильных больницах используется линейная департаментизация при формировании клинических отделений стационара, а также функциональная департаментизация по ресурсам - отдел кадров, бухгалтерия, информационно-аналитический отдел, организационно-методический отдел.
Централизация и децентрализация. В менеджменте большое значение имеет уровень управления, на котором принимается решение. Уровнем управления в организации считается уровень, на котором могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с вышестоящим руководителем.
Организации, в которых руководитель высшего звена управления концентрирует в своих руках все полномочия по принятию решений, называют централизованными. Если же руководитель часть своих управленческих полномочий передает на нижестоящий уровень управления, а руководители этого второго уровня передают часть управленческих функций на еще более низкий уровень и так далее, такая организация называется децентрализованной. В коммерческих организациях уровень централизации меняется в зависимости от производственной необходимости. В этой связи нельзя сказать, что централизация или децентрализация плохи или хороши, для каждой организации баланс этих двух принципов принятия управленческого решения должен определяться конкретной потребностью, т.е. целью и ресурсами, имеющимися у организации.
Чтобы оценить степень централизации или децентрализации в организации, нужно учесть ряд параметров:
• количество управленческих решений, принимаемых на каждом из уровней управления;
• степень значимости для организации принимаемых решений на каждом уровне управления;
• характер системы отчетности и контроля по вертикали.
Традиционно в учреждениях здравоохранения доминирует централизованный подход в управлении. Особенно это заметно на примере высшего сестринского образования, когда врачи-руководители недооценивают управленческую подготовку менеджеров сестринского дела и с большой опаской делегируют часть своих управленческих полномочий выпускникам ФВСО, тем самым ограничивая возможности для реализации их управленческого потенциала. Другим фактором, препятствующим децентрализации в структуре сестринской службы, является сложившаяся у многих старших и главных сестер низкая управленческая мотивация, пассивное отношение к изучению менеджмента и нежелание брать на себя лишнюю ответственность, что негативно сказывается на внедрении инноваций в сестринском деле. В настоящее время, в связи с появлением института менеджеров сестринского дела, децентрализация в организации сестринской службы весьма актуальна. Ее следует рассматривать как положительный фактор, обладающий рядом преимуществ. Децентрализация позволяет освободить главных врачей от необходимости детально контролировать деятельность сестринской службы, увеличивает оперативность и гибкость принятия решений, делает организацию своевременно реагирующей на изменения среды, развивает творческие способности медсестер-руководителей.
Механистический и органический типы организации. В зависимости от характера связей между элементами организации подразделяются на механистические и органические.
Концепция механистической иерархической структуры была сформулирована в начале XX века немецким социологом Максом Вебером, который охарактеризовал нормативную модель рациональной бюрократии. Она основывалась на следующих принципиальных положениях:
• Организация построена в соответствии со строгой иерархией подчиненности нижестоящего вышестоящему.
• Четко регламентированные обязанности, разделение и специализация труда.
• Детальная формализация правил, ответственности и властных полномочий на всех уровнях управления.
• Найм на работу осуществлялся в духе формальных квалификационных требований к должности, игнорировании личностных ожиданий работников.
• Соблюдение стандартных формальных обезличенных требований на всех уровнях считалось основой рационального управления.
• Продвижение по службе возможно только при назначении на должность вышестоящим начальством.
• Сотрудники, включая руководителей, не могут владеть собственностью организации.
Механистические организации исторически возникли раньше, однако это не означает, что сегодня они себя изжили. В отраслях, где требования к жесткой регламентации деятельности, строгой исполнительской дисциплине, соблюдению вертикали власти и ответственности являются преобладающими, применение иерархического подхода при формировании организации по-прежнему актуально. Большинство государственных организаций, в том числе учреждения здравоохранения, санитарно-эпиде- миологического надзора, по-прежнему работающие вне сферы конкуренции, сохраняют механистический характер построения.
В условиях рыночных конкурентных отношений, динамически изменяющихся условий внешней и внутренней среды преимущества имеют органические организации с гибкой системой связей, способные быстро изменять свою структуру в соответствии с потребностями. Особенностями органических организаций являются:
• Децентрализация.
• Небольшое число уровней управления.
• Активное участие персонала в разработке управленческих решений
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.