1.Особенности курса
Программа составлена на основании стандарта направления «Электроэнергетика» и включена в рабочий учебный план по решению ученого совета ВУЗа.
Основная цель курса - сообщение студентам знаний и знаний-умений в области постановки задачи энергосбережения в системах энергоснабжения и потребителей энергии, анализа существующей ситуации, разработки энергосберегающих мероприятий и их реализации с текущей оценкой эффективности.
Основой курса является информация об основных показателях энергопотребления, методика обследования промышленных объектов с целью выявления ресурсов энергосбережения, организационно-технические мероприятия и технические средства реализации энергосберегающих мероприятий.
Для успешного изучения курса студент должен иметь представление об основных процессах производства, транспортировки, распределения и потребления энергии. Кроме этого, необходимы знания принципов действия основных видов энергооборудования и электроприемников.
Практическая часть курса представлена расчетно-графическим заданием (реферат), в котором студент после изучения источников информации в направлении избранной темы излагает собственную трактовку изученной проблемы. Качество реферата позволяет судить о степени готовности студента к самостоятельному решению задач энергосбережения.
Оценка знаний студента производится с помощью зачета по курсу.
2. Цели курса
Номер цели |
Содержание цели |
Студент будет иметь представление: |
|
1 |
Об энергетическом «потоке» от этапа добычи первичных энергоносителей до отдельных энергоприемников |
2 |
О назначении и видах энергетических балансов |
3 |
Об эксергии и эксергетических балансах |
4 |
О технических средствах учета энергии |
Студент будет знать: |
|
5 |
Виды организации энергоучета и характеристиках его качества |
6 |
Методику обследования промышленных объектов с целью выявления ресурсов энергосбережения |
7 |
Методику оценки эффективности реализации энергосберегающих мероприятий |
8 |
Пути и методы энергосбережения |
9 |
Энергосбережение как процесс и возможности организации управления процессом энергосбережения |
Студент будет уметь: |
|
10 |
Выявлять ресурсы энергосбережения |
11 |
Разрабатывать энергосберегающие мероприятия |
12 |
Оценивать экономическую эффективность отдельных мероприятий и их комплекса |
13 |
Организовывать управление энергосбережением |
3. Содержание курса
Лекционные занятия
Часы |
Темы лекционных занятий |
Цель и задачи курса. Проблема энергосбережения. Источники и потребители энергии. Виды энергоресурсов и энергоносителей. Энергетические потоки и потери энергии в системах производства, транспортировки и потребления. Основные потребители энергии. Структурная схема организации производства и потребления энергии на различных уровнях. |
|
Энергобалансы. Понятие энергетического баланса. Понятие эксергии. Эксергетические балансы. Формы представления балансов. Цели и задачи анализа энергетических и эксергетических балансов. |
|
Системы учета энергии. Совершенная система учета. Требования к системам учета. Учет энергии и энергоносителей. Показатели, характеризующие качество системы учета. Пути увеличения эффективности систем учета. |
|
Методика обследования промышленных объектов. Оценка экономической эффективности энергосберегающих мероприятий. Декомпозиция и агрегирование объекта. Использование энергобалансов и математических моделей для выбора направлений и разработки энергосберегающих мероприятий. Обобщенный показатель эффективности энергосбережения и его расчет с использованием ранжировки мероприятий. |
|
Экономия электроэнергии у потребителя. Пути энергосбережения. Классификация потерь электроэнергии. Методы расчета потерь электроэнергии. Особенности расчета потерь энергии в отдельных элементах системы энергоснабжения. Мероприятия по энергосбережению в системах энергоснабжения при проектировании и эксплуатации. Энергетические характеристики. Энергосбережение в технологических установках общепромышленного назначения. |
|
Экономия тепловой энергии. Виды используемых в промышленности теплоносителей. Основные потребители тепловой энергии. Уменьшение потерь тепловой энергии. Вторичные энергоресурсы. Технические средства утилизации вторичных энергоресурсов. |
|
Управление энергосбережением. Энергосбережение как процесс. Возможности формализации и управления энергосбережением. Общая стратегия управления энергосбережением. Первичный и основной энергоаудиты. Непрерывный энергоаудит. Отчет по энергоаудиту. |
4. РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Тема РГР выбирается студентом самостоятельно и утверждается преподавателем. Объём РГР должен составлять не менее 15 - 20 листов рукописного текста или 12 -15 машинописного текста.
5. Вопросы к зачету по курсу «Энергосбережение»
1. Основные понятия - энергоресурсы, энергоносители, первичные и вторичные энергоносители. Проблема энергосбережения.
2. Восполняемые и невосполняемые энергоресурсы. Основные виды энергии, потребляемой промышленностью. Состав потребителей и структура потребления электрической и тепловой энергии (макро, средний и микро уровни).
3. Основной энергетический поток и потери энергии в системах производства, транспортировки и потребления энергии.
4. Энергобаланс, формы его представления и назначение. Энергетический КПД.
5. Эксергетический баланс, формы его представления и назначение. Эксергетический КПД.
6. Система учета энергии и требования к ней. Виды учета. Технические средства учета электрической и тепловой энергии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.