Об энергетическом «потоке» от этапа добычи первичных энергоносителей до отдельных энергоприемников. Виды организации энергоучета и характеристиках его качества

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.Особенности курса

Программа составлена на основании стандарта направления «Электроэнергетика» и включена в рабочий учебный план по решению ученого совета ВУЗа.

Основная цель курса - сообщение студентам знаний и знаний-умений в области постановки задачи энергосбережения в системах энергоснабжения и потребителей энергии, анализа существующей ситуации, разработки энергосберегающих мероприятий и их реализации с текущей оценкой эффективности.

Основой курса является информация об основных показателях энергопотребления, методика обследования промышленных объектов с целью выявления ресурсов энергосбережения, организационно-технические мероприятия и технические средства реализации энергосберегающих мероприятий.

Для успешного изучения курса студент должен иметь представление об основных процессах производства, транспортировки, распределения и потребления энергии. Кроме этого, необходимы знания принципов действия основных видов энергооборудования и электроприемников.

Практическая часть курса представлена расчетно-графическим заданием (реферат), в котором студент после изучения источников информации в направлении избранной темы излагает собственную трактовку изученной проблемы. Качество реферата позволяет судить о степени готовности студента к самостоятельному решению задач энергосбережения.

Оценка знаний студента производится с помощью зачета по курсу.


2.         Цели курса

Номер цели

Содержание цели

Студент будет иметь представление:

1

Об энергетическом «потоке» от этапа добычи первичных энергоносителей до отдельных энергоприемников

2

О назначении и видах энергетических балансов

3

Об эксергии и эксергетических балансах

4

О технических средствах учета энергии

Студент будет знать:

5

Виды организации энергоучета и характеристиках его качества

6

Методику обследования промышленных объектов с целью выявления ресурсов энергосбережения

7

Методику оценки эффективности реализации энергосберегающих мероприятий

8

Пути и методы энергосбережения

9

Энергосбережение как процесс и возможности организации управления процессом энергосбережения

Студент будет уметь:

10

Выявлять ресурсы энергосбережения

11

Разрабатывать энергосберегающие мероприятия

12

Оценивать экономическую эффективность отдельных мероприятий и их комплекса

13

Организовывать управление энергосбережением


3.         Содержание курса

Лекционные занятия

Часы

Темы лекционных занятий

Цель и задачи курса. Проблема энергосбережения. Источники и потребители энергии. Виды энергоресурсов и энергоносителей. Энергетические потоки и потери энергии в системах производства, транспортировки и потребления. Основные потребители энергии. Структурная схема организации производства и потребления энергии на различных уровнях.

Энергобалансы. Понятие энергетического баланса. Понятие эксергии. Эксергетические балансы. Формы представления балансов. Цели и задачи анализа энергетических и эксергетических балансов.

Системы учета энергии. Совершенная система учета. Требования к системам учета. Учет энергии и энергоносителей. Показатели, характеризующие качество системы учета. Пути увеличения эффективности систем учета.

Методика обследования промышленных объектов. Оценка экономической эффективности энергосберегающих мероприятий. Декомпозиция и агрегирование объекта. Использование энергобалансов и математических моделей для выбора направлений и разработки энергосберегающих мероприятий. Обобщенный показатель эффективности энергосбережения и его расчет с использованием ранжировки мероприятий.

Экономия электроэнергии у потребителя. Пути энергосбережения. Классификация потерь электроэнергии. Методы расчета потерь электроэнергии. Особенности расчета потерь энергии в отдельных элементах системы энергоснабжения. Мероприятия по энергосбережению в системах энергоснабжения при проектировании и эксплуатации. Энергетические характеристики. Энергосбережение в технологических установках общепромышленного назначения.

Экономия тепловой энергии. Виды используемых в промышленности теплоносителей. Основные потребители тепловой энергии. Уменьшение потерь тепловой энергии. Вторичные энергоресурсы. Технические средства утилизации вторичных энергоресурсов.

Управление энергосбережением. Энергосбережение как процесс. Возможности формализации и управления энергосбережением. Общая стратегия управления энергосбережением. Первичный и основной энергоаудиты. Непрерывный энергоаудит. Отчет по энергоаудиту.

4. РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Тема РГР выбирается студентом самостоятельно и утверждается преподавателем. Объём РГР должен составлять не менее 15 - 20 листов рукописного текста или 12 -15 машинописного текста.


5.       Вопросы к зачету по курсу «Энергосбережение»

1.  Основные понятия - энергоресурсы, энергоносители, первичные и вторичные энергоносители. Проблема энергосбережения.

2.  Восполняемые и невосполняемые энергоресурсы. Основные виды энергии, потребляемой промышленностью. Состав потребителей и структура потребления электрической и тепловой энергии (макро, средний и микро уровни).

3.  Основной энергетический поток и потери энергии в системах производства, транспортировки и потребления энергии.

4.  Энергобаланс, формы его представления и назначение. Энергетический КПД.

5.  Эксергетический баланс, формы его представления и назначение. Эксергетический КПД.

6.  Система учета энергии и требования к ней. Виды учета. Технические средства учета электрической и тепловой энергии

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
66 Kb
Скачали:
0