конструкции ходового оборудования экскаваторы разделяют на гусеничные, пневмоколесные, автомобильные, железнодорожные, шагающие и плавучие. По силовому оборудованию их разделяют на дизельные, электрические и комбинированные - дизель-гидравлические, дизель-электрические и т. п.
Вес одноковшовых экскаваторов колеблется от 1,5 до 13 000 т, емкость ковшей - от 0,05 до 150 м3, продолжительность рабочего цикла - от 11 до 60 сек, производительность - от 5 до 6000-9000 м31ч и установленная мощность - от 4 до 30 000 кВт. Возможность изменения скорости, усилий и траекторий ковша делает эти машины наиболее универсальными. Наличие одного рабочего органа позволяет придать ему конструкцию,
Рис. 1. Экскаваторы с различным рабочим оборудованием пригодную для разработки самых крепких грунтов. Скальные породы при этом предварительно разрыхляют взрывом.
В зависимости от характера и назначения экскаваторы снабжают соответствующим рабочим оборудованием (рис. 1), согласно которому он получает одно из следующих названий: прямая лопата а, обратная лопата б, драглайн в, кран г, грейфер д, струг е, засыпатель ж, скребок з, корчеватель и, копер к. Оборудование лопаты, драглайна и крана считается основным и используется наиболее часто.
Экскаваторы, которые могут работать с любым оборудованием, называют универсальными. Если экскаватор выпускается с оборудованием лопаты и драглайна, то он может работать с оборудованием грейфера и крана, но не всегда с другими видами рабочего оборудования. Такие экскаваторы иногда называют полууниверсальными.
В соответствии с назначением одноковшовые экскаваторы разделяют на следующие основные типы.
1. Строительные экскаваторы для строительных и строительно-карьерных работ: малой мощности (емкость ковша 0,06-1,75 м3, грузоподъемность 0,75-45 т, вес 1,5-70 т), средней мощности (емкость ковша 2-3 м3, грузоподъемность 60-80 т, вес 85-115 т) и большой мощности (емкость ковша 3,25-6 м3, грузоподъемность 100-150 т, вес 125-250 т). Экскаваторы этого типа малой и средней мощности обычно изготовляют как универсальные, со сменным рабочим оборудованием, а очень малой мощности - со сменным ходовым оборудованием (гусеничным и пневмоколесным); экскаваторы большой мощности изготовляют как полууниверсальные. Почти все эти машины имеют сменное силовое однодвигательное оборудование (дизель или электродвигатель).
На отечественных экскаваторах начинает внедряться дизель-электрический индивидуальный (многомоторный) привод. Широкое распространение получили неполноповоротные экскаваторы малой мощности (емкость ковша 0,06-0,65 м3), выполняемые как навесное оборудование на гусеничных, чаще - на колесных тракторах, обычно с гидравлическим приводом. ВНИИСтройдормашем разработан ряд унифицированных экскаваторов этого класса (рис. 2, а) с ковшами емкостью 0,15; 0,25; 0,4; 0,65; 1,0,-1,6 и 2,5 м3 (табл. 1).
Таблица 1
Типоразмерные ряды одноковшовых экскаваторов
Строительные экскаваторы (ГОСТ 9693-67) |
Карьерные экскаваторы |
||||||||||||
Параметры |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
Емкость ковша q в м3 |
0,15 |
0,25 |
04 |
0 65 |
1,0 |
1,6 |
2,5 |
2 |
3,15 |
5,0 |
8 |
12,5 |
20 |
Максимальный радиус копания R в м |
5,1 |
5,8 |
6,7 |
7,6 |
8,8 |
10,2 |
11,5 |
11,3 |
13 |
15 |
17,5 |
20 |
22 |
Максимальная высота копания Н в м |
4,4 |
6,1 |
6,5 |
7,8 |
8,2 |
9,1 |
10,0 |
8,5 |
9,8 |
11,3 |
13,0 |
15,2 |
16,5 |
Максимальная высота выгрузки Нв в м |
94 |
3,2 |
3,35 |
4 3 |
5 0 |
5,5 |
6,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Вес экскаватора G в т |
4,5 |
7,5 |
11,6 |
21,5 |
38 |
60 |
100 |
73 |
135 |
205 |
360 |
640 |
1070 |
2. Карьерные экскаваторы средней и большой мощности (емкость ковша 2-20 м3, вес 76-1050 т). Выпускаются в виде специальных лопат со стандартным (рис. 2, б) и удлиненным оборудованием, а реже - в виде модификаций оборудования драглайна или крана. Данные экскаваторов приведены в табл. 1.
3. Вскрышные экскаваторы-лопаты большей мощности (емкость ковша 6-160 м3, вес 550-13 000 т) на четырех гусеничных тележках (рис. 2, в).
4. Шагающие драглайны средней и большой мощности (емкость ковша 4-100 м3, вес 170-8500 т) для открытых горных и крупных гидротехнических работ (рис. 2, г).
5. Туннельные и шахтные лопаты и погрузчики (рис. 2, д) с укороченным рабочим оборудованием и ковшом, в 3-4 раза большей емкости, чем стандартный (емкость ковша 0,75-1 м3, вес 16-30 т). Кроме того, существуют башенные экскаваторы (емкость ковша 0,5-10 м3) на гусеничном ходу, плавучие неполноповоротные лопаты (емкость ковша 0,25- 20 м3) и грейферы на понтонах для дноуглубительных работ и сооружения каналов в крепких каменистых грунтах. Эти машины в СССР не изготовляются.
Рис. 2. Типы одноковшовых экскаваторов
Указанные максимальные емкости ковшей одноковшовых экскаваторов всех типов имеют тенденцию к дальнейшему росту.
Годовая выработка одноковшовых экскаваторов на 1 м3 емкости ковша для всех типоразмеров составляет от 120 до 350 тыс. м3 или 80-200 м3 в час, что дает часовую производительность на 1 m веса машины 2,3- 4,5 м3, а для шагающих драглайнов - 1,2-2,4 м3 (больше - для более мощных машин). С учетом веса транспортных средств часовая производительность на 1 т веса всего оборудования колеблется от 0,6 до 2,5 м3.
Расход энергии на разработку 1 м3 грунта колеблется от 0,4 до 1,2 кВт-ч, расход дизельного топлива - от 0,06 до 0,15 кг.
Средний вес машин, кроме шагающих драглайнов и вскрышных лопат
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.