2.3.6 Расчет сборочных единиц
2.3.6.1 Расчет барабана
По условию площадь поверхности барабана равна м2. Так как барабан представляет собой цилиндр, то для расчета площади поверхности фильтрования воспользуемся формулой (см.рисунок 2.11)
, м2 (2.49)
где L–длина барабана, м;
r–радиус барабана, м;
=3,14–константа.
Рисунок 2.11 Схема барабана
L–длина и r–радиус барабана
Примем L=4,4 м и r=1.5 м, тогда подставив в формулу получим
, м2
Так как , следовательно длина и радиус барабана подобраны верно.
2.3.6.2 Расчет цилиндрической передачи
Суммарное чисто циклов перемены напряжений для зубчатого колеса при продолжительности работы 16 ч (работа в две смены) а течение 300 рабочих дней в году
(2.50)
где t — продолжительность службы за 6 лет,
t =14 • 300 • 6 = 25200 ч.
База испытаний при твердости 250 НВ составляет NHG=16*106 [16,стр.150].
Для колеса и шестерни должно выполняться условие несмотря на то, что шестерня вращается быстрее колеса и её твердость 295 НВ. При этом коэффициент долговечности [16,стр.150].
Пределы контактной выносливости [16,стр.175,(табл.9.8)] для шестерни и колеса рассчитаем по формуле
,МПа; (2.51)
для шестерни ,МПа;
для колеса , МПа.
Допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса [16,стр.151,(9.10)]
, (2.52)
где SH –коэффициент безопасности для колес, прошедших улучшение и нормализацию SH =1.
Для шестерни
, МПа;
Для колеса
,МПа.
Для косозубых передач принимают условное допускаемое напряжение
,МПа.
При этом должно выполняться требование [16,стр.151,(9.11)]
;
.
Окончательно принимаем допускаемое контактное напряжение МПа.
Допускаемые напряжения при изгибе рассчитаем по формуле
, МПа;
, МПа;
Коэффициент безопасности принимаем . Принимаем значение коэффициента долговечности при твердости менее 350НВ и значение коэффициента, учитывающего влияние односторонней нагрузки, .
Тогда допускаемые напряжения при изгибе [16,стр.152,(9.14)]
; (2.53)
Для шестерни
, МПа.
Для колеса
, МПа.
Вращающие моменты на шестерне и колесе при:
, рад/с;
, рад/с;
, Н*мм;
, Н*мм.
Межосевое расстояние рассчитываем по формуле
, (2.54)
где КHβ=1.05–принимаем по таблице [16,стр.176,(табл.9.11)] с учетом, что
(2.55)
, мм.
Принимаем мм.
Назначаем предварительно угол наклона зубьев β=10…15о, при этом cosβ=0,985…0,966.
Нормальный модуль
мм. (2.56)
Принимаем по СТ СЭВ 310-76 ближайший нормальный модуль мм.
Определяем окончательно угол наклона зубьев
. (2.57)
Основные размеры шестерни и колеса
, мм;
, мм.
Рабочая ширина колеса
, мм.
Рабочая ширина шестерни
, мм.
Выполняем проверочный расчет на усталость по контактным напряжениям по формуле [16,стр.163,(9.42)]
. (2.58)
где Zм–коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряжённых зубчатых колёс;
Zн–безразмерный коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев;
Zε–безразмерный коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий;
Kн–коэффициент, зависящий от скорости и степени точности.
Определяем окружную скорость
, м/с. (2.59)
По таблице [16,стр.196,(табл.9.25)] назначаем 8-ю степень точности передачи.
Коэффициенты [16,стр.179,(табл.9.18)]: Zм=275 (Н/мм2)1/2; Zн=1,77*сosβ=1.77*0.965=1.71; Zε=0.79; Kн=1,17.
Контактное напряжение
МПа, то есть меньше, чем МПа. Расчет произведен, верно.
2.3.6.3 Подбор и проверочный расчет муфты
Для соединения выходного вала редуктора с приводным валом барабана принимаем упругую втулочно-пальцевую муфту. Момент на валу Тр=235,7 Н×м.
Принимаем втулочно-пальцевую муфту [15,стр.364(табл.11.5)]:
ГОСТ 21424-75 с расчётным моментом Тр=2000 Н×м, посадочный диаметр вала d=75 мм, b=25 мм; z=48; m=3 мм.
Муфту рассчитываем по условию износостойкости [16,стр.370,(17,6)]
(2.60)
где р - давление на поверхности зубьев, МПа;
[p]=12…15 МПа – допускаемое давление [16,стр.370];
b=25 мм - ширина зуба.
Диаметр делительной окружности [16,стр.370]
=m×z=3×48=144 мм.
МПа
Условие износостойкости выполняется.
Момент муфты, нагружающий вал:
Мим=0,1×Тр=0,1×235,7=23,6 Н×м (2.61)
2.3.6.4 Подбор и проверочный расчет шпоночного соединения
Для всех шпоночных соединений принимаем призматические шпонки со скруглёнными концами. Материал шпонки – Cталь 45.
Расчёт производим из условия прочности на смятие боковых граней шпонки, выступающих из вала по формуле [16,стр.370,(4.1)]
(2.62)
где T - крутящий момент на валу, Н·м;
d - диаметр вала, мм;
lp =l-b - рабочая длина шпонки, мм;
l - полная длина шпонки, мм;
b - ширина шпонки, мм;
h - высота шпонки, мм;
t1 - глубина паза вала, мм;
[sсм]=250 МПа - допускаемое напряжение при смятии.
а) Расчёт шпонки под зубчатую муфту на выходном валу редуктора
По диаметру вала выбираем предварительные параметры шпонки [16,стр.58,(табл. 4.1 и 4.2)]
Tр=5600 Н×м; d=75 мм; b=22 мм; h=14 мм; t1=7,5 мм.
Выразим из формулы (2.50) lp необходимую рабочую длину шпонки
lp=, мм (2.63)
Длина шпонки l=lp+b=92+22=114 мм.
Из ряда стандартных длин принимаем l=115 мм [16,стр.59,(табл. 4.2].
Рабочая длина шпонки будет равна
lp=115-22=93 мм.
Принимаем:
Шпонка 2214115 ГОСТ 24071-80.
б) Расчёт шпонки под ведущей шестерней приводного вала барабана
По диаметру вала выбираем предварительные параметры шпонки [15,стр.59,(табл.2.29)]
T=5600 Н×м; d=90 мм; b=25 мм; h=14 мм; t1=9 мм.
Необходимая рабочая длина шпонки:
lp= мм.
Требуемая длина шпонки
l=lp+b=100+25=125 мм. (2.64)
Из ряда стандартных длин с учётом ширины зубчатого колеса принимаем
l=125 мм.
Рабочая длина шпонки будет равна
lp=125-25=100 мм.
Принимаем:
Шпонка 2514125 ГОСТ 24071-80.
2.3.6.5 Расчет приводного вала и построение эпюр
Передаваемая мощность Р=7,5 кВт, угловая скорость рад/с (n=15 об/мин), материал вала принимаем сталь 45 () [16,стр.303], размеры шестерни , угол наклона зубьев β=10о.
Рассчитаем момент передаваемый валом ведомому колесу
,Н*м. (2.65)
В зацеплении со стороны колеса на шестерню действуют следующие силы окружная [16,стр.279]
Н; (2.66)
радиальная
Н; (2.67)
осевая
Н. (2.68)
Неуравновешенная составляющая силы, передаваемой муфтой [16,стр.303]
Н. (2.69)
Расстояние между серединами подшипников рассчитаем по формуле [16,стр.289,(14.1)]
мм, (2.70)
где x=35–расстояние от внутреннего края опоры подшипниковой до края
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.