Браз человека с инвалидностью в литературе и искусстве. Явление людей с отклонениями в физическом или психическом развитии в искусстве, страница 2

Другой яркий образ, созданный в мировой литературе – Квазимодо из «Собора Парижской Богоматери» В. Гюго. Здесь художественная идея, пожалуй, двоякая. С одной стороны показано, что влияние истинной Красоты, встреча с ней поражает даже самое черствое и жестокое сердце, ведь до встречи с Эсмеральдой сердце и душа горбуна были именно такими. Видимо поскольку окружающий мир был всегда к нему жесток, он родился уродом, его бросила родная мать и люди всегда отворачивались от него – только священник Клод Фролло принял его таким, какой он есть и дал кров, работу и некоторое внимание. С другой стороны, на примере Квазимодо и красавчика Фебюса показано, что красота внешняя не гарантирует красоты души, тогда как безобразная внешность может скрывать доброе сердце. Однако, люди чаще слепы и поспешны в формирования своего первого впечатления. Обе этих мысли стоят того чтобы над ними подумал каждый человек. А романы «Собор Парижской Богоматери» и «Имя розы» Умберто Эко, в котором схожие идеи выражены в образе горбуна-послушника, обогатили фонд мировой литературы, как мне кажется.

Касаемо этого произведения есть еще один любопытный момент – книги читают не все, и эту книгу наверняка многие не читали. Однако мюзикл, в котором реализованы этот сюжет и художественная идея, внес огромный вклад в популяризацию произведения. Вряд ли читать «Нотр-дамм» стали чаще, но уж постановку-то видели люди во многих странах мира.

Виктор Гюго также высказывал сходные идеи и в других своих произведениях, например, в «Человеке, который смеялся», в «Отверженных», которых тоже снимали и ставили великие режиссеры.

В произведениях Максима Горького встречаются юродивые – люди с психическими отклонениями, которых одновременно и боятся, и считают пророками.

Вообще часто те авторы, которые описывали дно человеческой жизни, грязь, асоциальность и пр. вводили в свои тесты персонажей с различными неполноценностями – как некий символ того, что есть в этой жизни и такие, неприятные стороны, но жизнью-то от этого она быть не перестает.

Что касается современного театра – в Москве сейчас развивается включение непрофессиональных актеров-людей с физическими недостатками в различные спектакли, наравне с профессионалами. Возможно, потому что эти люди не способны переиграть и их переиграть невозможно – как сыграть безного человека без компьютерной графики? Здесь также налицо реализация идеи интеграции, однако, широкой эту практику никак нельзя назвать.

А иногда, в низкопробных комедийных фильмах инвалиды становятся объектом шуток и издевательств. Например, в комедии «Тупой еще тупее» главные герои подарили слепому мальчику мертвого попугая, и он полюбил приобретенного питомца, гладил его, разговаривал со своей птичкой. Часто в таких фильмах появляется сексуально озабоченный и весьма успешный в интимной жизни карлик («Я, снова я и Ирэн», «Остин Пауэрс»).

Порой персонаж-инвалид служит инструментом для переделки «здорового, но неблагородного» главного героя или метафорой преодоления бессилия, выступая образцом мужества, ярким примером конфликта между мужественностью и жалостью. С таких позиций представлены герои с ограниченными возможностями в кинематографе («Повесть о настоящем человеке», «Человек дождя», «Рожденный четвертого июля» О.Стоуна, мой любимый «Форрест Гамп» Р.Земекиса и др.) И такой ролевой конфликт попадает в центр внимания массовой культуры, которая обращается к образу инвалидности, олицетворяющему слабость, зависимость, уязвимость, потерю мужественности.

В сокровищнице кинематографа есть потрясающая картина – гениальные «Огни большого города» Чарли Чаплина. Помните слепую девушку, продающую цветы? А как она прозрела? По красоте кадра и переживаний те кадры останутся на века.

Из мирового кино ярко вспоминаются еще «Запах женщины», «Пролетая над гнездом кукушки», «Эффект бабочки», «Игры разума».

В современном российском кино есть картины, в которых блестяще раскрывается эта тематика, например «Страна глухих», «Про уродов и людей», «Русалка», «Слушая тишину», «Вместо меня».

В заключение хотелось бы сказать, что моим личным потрясением является российский фестиваль «Кино без барьеров», на Красноярском этапе которого мне как-то довелось побывать. Это кино (чаще короткометражное) создано либо такими людьми, либо их друзьями, на экране там жизнь человека с отклонениями в развитии в жанре документального фильма, или же сказки, или же мелодрамы, или фантастики, или каком-то другом. Нет, пожалуй, только фильмов ужасов и триллеров.

Зачем?