Левая ступень вала имеет шпоночный паз под симметричную шпонку, которая передаёт крутящий момент на установленный на эту ступень шкив.
Деталь работает в условиях смазывания разбрызгивание масла. В качестве смазки используется индустриальное масло. Деталь работает при условной скорости 2 рад/с.
3. Технико-экономическое обоснование выбора заготовки.
В машиностроении основными видами заготовок для деталей являются штамповки и всевозможные профили проката.
Способ получения заготовки должен быть наиболее экономичным при заданном объеме выпуска деталей. Вид заготовки оказывает значительное влияние на характер технологического процесса.
Технико-экономическое обоснование выбора заготовки производится по металлоемкости и себестоимости.
3.1. Заготовка из проката.
Число заготовок, исходя из принятой длинны поката по стандартам, определяем по формуле:
из проката длинной 4 м:


Получаем 9 заготовок из данной длинны проката
Из проката 7 м:

Получаем 17 заготовок из проката 7 м.
Остаток длинны определяют в зависимости от принятой длинны проката:
из проката длинной 4 м:
![]()
![]()
Потери материала на некратность, %:


из проката длиной 7м:
![]()

Из расчета на некратность видно, что прокат длиной 7м для изготовления заготовок более экономичен. Потери материала на зажим при отрезке по отношению к длине проката составляет:


Потери материала на длину торцевого обрезка проката в процентном отношении к длине проката составляет:


Общие потери (%) к длине выбранного проката:
![]()
![]()
Расход материала на одну деталь с учетом всех технологических потерь.


Коэффициент использования материала:

где Gд – масса детали, кг;
,                      
                                  
где 
объем
детали, см3 ;

;

Стоимость заготовки из проката:
,
где См- стоимость 1т материала (См=12тыс.руб);
Сотх- стоимость 1т отходов (Сотх=3500руб).
![]()
3.2. Заготовка изготовлена методом горячей объёмной штамповки на горизонтально-ковочной машине.
;
    
;
![]()
 
;
;
.
Масса изготавливаемой заготовки:
![]()
где Vзш- объем штампованной заготовки, см3:
 
где    
 объем
конусов на торцах полученной заготовки;
R – половина диаметра торцов вала;
h - высота конуса;
 
.

![]()
Принимаем неизбежные технологические потери при горячей объемной штамповке равными Пш=10%, определим расходы материала на одну деталь:


Коэффициент использования материала на штамповочную заготовку:

 
Стоимость штамповочной заготовки:


Годовая экономия материала от выбранного варианта изготовления заготовки:
![]()
где 
;
                                          
кг.
Экономический эффект (прокатного вида) изготовления заготовки:
![]()
руб.
Технико-экономический расчет показывает, что получение заготовки методом горячей объемной штамповки более экономично, чем изготовление ее из проката. Принимаем изготовление детали из заготовки, полученной методом штамповки.
4. Последовательность обработки.
В качестве заготовки принята заготовка изготовленная методом горячей объёмной штамповки по ГОСТ 2590-88.
Геометрические параметры назначены учитывая величину общего припуска. По нормативам назначаем общий припуск.
Последовательность обработки определяется из следующих условий:
1. в первую очередь обрабатываются поверхности, являющиеся базами при дальнейшей обработке;
2. остальные поверхности обрабатываются в обратной их точности последовательности. Так для данной детали при первой установке обрабатываются поверхности d = 100мм, d = 80мм, d = 60мм.
Обработка поверхности вала d =100 h7.
Таблица 1.
| 
   Номер опера-ции  | 
  
   Метод обработки детали  | 
  
   Квалитет точности  | 
  
   Допуск, мкм  | 
  
   Шерохова-тость Ra, мкм  | 
 
| 
   0  | 
  
   Заготовка  | 
  
   h14  | 
  
   740  | 
  
   50  | 
 
| 
   1  | 
  
   Точить предварительно  | 
  
   h12  | 
  
   300  | 
  
   12,5  | 
 
| 
   2  | 
  
   Точить окончательно  | 
  
   h10  | 
  
   120  | 
  
   3,2  | 
 
| 
   3  | 
  
   Шлифовать предварительно  | 
  
   H9  | 
  
   74  | 
  
   1,6  | 
 
| 
   4  | 
  
   Шлифовать окончательно  | 
  
   Н7  | 
  
   30  | 
  
   0,9  | 
 
6. Определение припусков на обработку.
Рассчитывается припуск для поверхности d = 100мм на обработку.
Для определения припуска на обработку, определим минимальный припуск на i-м переходе. При обработке поверхности вращения он равен:
2Zmin=2(Rzi-1+hi-1+
, ),                                     
где Rzi-1-высота микро неровностей;
hi-1-дефектная глубина поверхностного слоя;![]()
![]()
-
суммарное отклонение расположения поверхности;
![]()
-
погрешность установки заготовки, (
0)
т. к. обработка ведется в центрах:
,                                                                                                                     
где 
-суммарное
отклонение расположения поверхности;
- смещение оси заготовки в следствии погрешности центрирования.
,                                                                                                                      
- удельная кривизна, (
0,6
мкм/мм); 
L - длина заготовки, мм (L = 400 мм);
мкм.
=0,25
,                                                    
где Т - допуск на диаметральный размер заготовки, мкм (Т = 1800);
.
.
Определяем пространственное отклонение расположения поверхности заготовки после обработки:
                                            
,                                                                        
где ky- коэффициент уточнения;
ky=0,06 после чернового обтачивания;
ky=0,04 после чистового обтачивания;
ky= 0,03 после шлифования.
мкм;
мкм;  
мкм;
мкм.
Для каждого перехода определяем припуски на обработку. Результаты расчета сведены в таблицу 4:
2Zmin2=2(200+300+
)=2134мкм;
2Zmin3=2(63+60+
)=314мкм;
2Zmin4=2(28+30+
)=119мкм;
2Zmin5=2(6,3+12+
)=36.7мкм.
Для каждого перехода определяем припуски (максимальные).
2Zmax=Di-1max-Dimax или
2Zmax=2Zmin+Tdi-1- Tdi
2Zmax2 = 2134+740-300 = 2574 мкм;
2Zmax3 = 314+300-120 = 494 мкм;
2Zmax4 = 119+120-74 = 165 мкм;
2Zmax5 = 36.7+74-30 = 80.7мкм.
Для каждого перехода определяем максимальный и минимальный диаметр
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.