2. Дизели производства Германии
Фирма «MTU MOTOREN UND TURBINEN-UNION FRIRICHSHAFEN GmbH» является крупнейшим в мире разработчиком и изготовителем высокооборотных дизелей мощностью от 30 до 7400 кВт, применяемых в качестве главных и вспомогательных двигателей на судах различной категории, в том числе и на судах ВМФ, на тепловозах, установках энергоснабжения, тяжелых грузовых автомобилях и силовых установках бронетанковой техники.
Типоразмерные ряды изготовляемых в настоящее время дизелей и диапазоны их мощностей приведены в таблице 2.1.
Все двигатели фирмы представляют собой четырехтактные дизели жидкостного охлаждения с непосредственным впрыскиванием топлива в неразделенную камеру сгорания за исключением дизелей типоразмерного ряда 538, на которых впрыскивание топлива осуществляется в предкамеру.
Дизели типоразмерного ряда 099.
Двигатели этого ряда, также как и ряда 183, разработаны фирмой «MTU» в связи с расширением программы поставок дизелей в диапазоне мощностей, который примыкает с некоторым перекрытием к началу диапазона мощностей дизелей «MTU» 331/396.
Начиная с 1987 года, фирма на базе серийных промышленных дизелей типоразмерных рядов 300 и 400 марки «MERZEDES-BENZ AG», путем адаптации и оптимизации их для применения в качестве судовых, тепловозных и стационарных дизелей, разработала типоразмерные ряды 099 и 183.
Двигатели этих рядов оснащаются (в соответствии с группой их применения) новыми комплектующими узлами: насосами забортной воды; турбокомпрессорами и выпускными коллекторами, охлаждаемыми водой; теплообменниками с охлаждением забортной водой; компенсационными бачками; электрооборудованием, приспособленным к работе в новых условиях применения; эластичными опорами и другими устройствами.
Дизели ряда 099 изготавливаются на базе однорядных 4-х и 6-ти цилиндровых промышленных дизелей ОМ 364 и ОМ 366, которые изготавливаются в вариантах: без наддува, с турбонаддувом (индекс А), с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха (индекс LA). Оба дизеля имеют одинаковые рабочий объем цилиндра (0,99 л), ход и диаметр поршня (133 мм и 97,5 мм соответственно).
Основные технические данные дизелей типоразмерного ряда 099 приведены в таблице 2.2.
Типоразмерные ряды дизелей фирмы «MTU»
Таблица 2.1
Типоразмерные ряды |
099 |
183 |
331 |
396 |
538 |
Число и расположение цилиндров Угол развала цилиндров Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Рабочий объем цилиндра, л Рабочий объем двигателя, л Мощность, кВт Частота вращения, мин-1 |
4L, 6L 97,5 133 0,993 4L-3,97 6L-5,96 4L-88 6L-175 2600 |
6L, 6V, 8V, 10V, 12V 90 0
128 142 1,827 6L-10,96 8V-14,6 10V-18,27 12V-21,93 6L-370 8V-490 10V-354 12V-735 2300 |
6V, 8V, 12V 90 0
165 155 3,31 6V-19,9 8V-26,5 12V-39,8 2100 |
6V, 8V, 12V, 16V, 90 0
165 185 3,955 6V-23,8 8V-31,6 12V-47,5 16V-63,3 6V-625 8V-1120 12V-1920 16V-2560 1900 |
12V, 16V, 20V, 60 0 185 200 5,376 12V-64,5 16V-86,0 20V-107,5 12V-2250 16V-3300 20V-4120 1800 |
Продолжение таблицы 2.1
Типоразмерные ряды |
595 |
956 |
1163 |
837 |
870 |
880 |
Число и расположение цилиндров Угол развала цилиндров Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Рабочий объем цилиндра, л Рабочий объем двигателя, л Мощность, кВт Частота вращения, мин-1 |
12V, 16V 72 0
190 210 5,954 12V-71,4 16V-95,2 12V-3240 16V-4320 1800 |
12V, 16V, 20V 60 0
230 230 9,555 12V-114,7 16V-152,9 20V-191,1 12V-3750 16V-5000 20V-6250 1500 |
12V, 16V, 20V 60 0
230 280 11,633 12V-139,6 16V-186,5 20V-232,7 12V-4440 16V-5920 20V-7400 1300 |
6V, 8V, 10V 90 0
165 175 3,74 6V-22,4 8V-29,9 10V-37,4 6V-440 8V-367 10V-610 6V, 8V-2200 10V-2300 |
8V, 12V 90 0 170 175 3,97 8V-31,7 12V-47,6 8V-883 12V-1103 2600 |
8V, 12V 90 0
144 140 2,28 8V-18,2 12V-27,4 8V-735 12V-1100 3000 |
Блок-картер отливается совместно с цилиндрами из легированного чугуна. Для уменьшения длины блок-картера соседние цилиндры имеют относительно тонкую стенку, проходы для охлаждающей жидкости выполнены только в ее верхней части, Сухие гильзы цилиндров из специального сплава применяются только на 6-ти цилиндровых дизелях с турбонаддувом. Специальное хонингование рабочей поверхности обеспечивает равномерное распределение масляной пленки и длительную износостойкость цилиндра.
Картер распределительных шестерен отлит из алюминиевого сплава и крепится к блок-картеру болтами. В нем размещены шестерни привода газораспределительного вала и механизм опережения впрыскивания топлива. На картере имеется кронштейн для крепления ТНВД.
Блочная головка цилиндров жесткой конструкции изготавливается из легированного серого чугуна и крепится к блоку цилиндров податливыми болтами, не требующими дозатяжки в работе. Совместно с вновь разработанной специальной армированной стальным листом прокладкой из мягкого уплотняющего материала и креплением головки податливыми болтами обеспечивается оптимальное уплотнение ее относительно блока цилиндров, в том числе и надежность газового стыка. Относительно точное согласование проходных сечений в охлаждающей полости головки цилиндров способствует равномерному распределению охлаждающей жидкости по всем цилиндрам. Впускные и выпускные каналы расположены на одной стороне головки цилиндров. Специальная форма впускного канала и седла впускного клапана создают оптимальное для процесса сгорания вихревое движение заряда.
Кованый коленчатый вал с противовесами вращается в подшипниках с тонкостенными трехслойными вкладышами. Повышенное содержание меди в рабочем слое обеспечивает высокую износостойкость подшипников.
Предусмотрена возможность привода дополнительных агрегатов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.