Цель и задачи безопасности жизнедеятельности как научной дисциплины. Исторические аспекты становления и развития науки о безопасности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Введение

Обеспечение безопасности жизнедеятельности являлось актуальной проблемой во все времена существования человечества. На всех этапах своего развития человек стремился к обеспечению личной безопасности, комфортности и сохранению здоровья. Двадцатый век как век научно-технического прогресса породил много новых проблем. В настоящее время человеческому обществу наносится огромный ущерб от аварий, катастроф и стихийных бедствий. В условиях нарастающей опасности глобальной экологической катастрофы одной из главных проблем государства становится обеспечение экологической, военной, социальной и промышленной безопасности и от того удастся ли успешно в международном масштабе решить эти проблемы зависит: сможет ли человек жить дальше на нашей планете Земля или нет, сможет ли он адаптироваться к изменяющимся условиям существования?

В таких условиях для успешного решения практических задач все более необходимыми становятся теоретические знания по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Это междисциплинарный комплекс знаний, основанный на научной концепции безопасного взаимодействия человека с окружающей средой, с природой и обществом. Учитывая современную ситуацию «Безопасность жизнедеятельности» как научная дисциплина должна стать одной из приоритетных дисциплин при подготовке специалистов в области железнодорожного транспорта. Актуальность этой концепции состоит в том, что железнодорожный транспорт даже в условиях нормальной эксплуатации является источником повышенной опасности, которая многократно возрастает при природных катаклизмах и возникновении чрезвычайных ситуаций.

До настоящего времени в железнодорожных вузах изучались практические разделы предмета: охрана труда, техника безопасности, производственная санитария, гражданская оборона. Данное учебное пособие ставит своей целью снабдить будущих специалистов железнодорожного транспорта теоретическими знаниями, необходимыми для решения практических задач обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Учебное пособие «Введение в теорию безопасности жизнедеятельности» составлено в соответствии  теоретическим разделом программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для вузов железнодорожного транспорта. Оно может быть полезно практическим работникам, занимающимся вопросами охраны труда и окружающей среды, техники безопасности и гражданской обороны.

1.  Цель и задачи безопасности жизнедеятельности как научной дисциплины.

Исторические аспекты становления и развития науки о безопасности

В апреле 1990 г. по инициативе научной и педагогической общественности на коллегии Гособразования России был рассмотрен вопрос о перестройке образования по вопросам охраны труда и гражданской обороны (включая чрезвычайные ситуации). Так в образовательных программах вузов России вместо курсов «Охрана труда» (ОТ) и «Гражданская оборона» (ГО) появился новый предмет «Безопасность жизнедеятельности» – сокращенно БЖД. За рубежом, на английском языке говорят Life Protection (Life – жизнь, Protection – защита).

Новый предмет не отвергает ранее изучавшихся, а интегрирует их и в определенном  смысле базируется на достижениях последних. В то же время БЖД — новый предмет, а не механическое соединение известных положений охраны труда и гражданской обороны. В структурном отношении он включает четыре раздела:

1.  Теоретические основы БЖД (в курсах ОТ и ГО не рассматривались);

2.  Природные аспекты БЖД;

3.  БЖД в условиях производства;

4.  БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС).

В центре внимания БЖД – человек как элемент системы «человек - среда обитания», являющийся самоцелью развития общества, а также опасности и их совокупность (поле опасностей), средства и системы защиты от опасностей. Если охрана труда интересуется человеком в условиях производства, гражданская оборона – в условиях чрезвычайных ситуаций (прежде всего военного времени), то безопасность жизнедеятельности рассматривает человека в любых условиях обитания. То есть новый предмет – «Безопасность жизнедеятельности» является шире, более универсален, чем охрана труда и гражданская оборона, которые можно рассматривать как частные случаи обеспечения безопасности жизнедеятельности в конкретных условиях.

Известно, что современному менеджеру – руководителю производства приходится обеспечивать не только безопасность людей, работающих под его руководством, но и заботиться о безопасности выпускаемой продукции, используемого сырья и материалов, утилизации отходов производства, охране окружающей природной среды и решать целый ряд других вопросов обеспечения безопасности не только в сфере производства, а в комплексе. В противном случае конкурентоспособность на рынке будет утеряна, ведь рынок – это жестокая саморегулирующаяся система взаимоотношений между потребителем и производителем.

Таким образом, БЖД возникла не случайно. Она оказалась подготовлена логикой развития техники, науки и общества в целом, так как известно, что по мере развития и обновления технических систем, без принятия специальных мер обеспечения безопасности, они не становятся менее опасными и вредными. Наоборот наблюдается тенденция роста потенциальной опасности и вредности, противостоять которой становится с каждым годом  все сложнее и сложнее. Основная цель науки о БЖД – защита человека от негативных воздействий (опасностей) различного происхождения (естественного или природного, техногенного, антропогенного – созданных человеком и др.).

В мире насчитывается около 500 млн. инвалидов и каждый пятый стал им в результате несчастного случая

Похожие материалы

Информация о работе