Исследование естественной освещенности рабочих мест производственных помещений. Схема учебного класса

Страницы работы

Содержание работы

Исследование освещенности рабочих мест

Световое излучение оказывает влияние на весь  человеческий организм и особенно существенно на органы зрения. Такие важные характеристики, как острота зрения, степень адаптации, скорость распознавания, контрастная чувствительность и устойчивость ясного видения, зависят от условий освещения и влияют на производительность и безопасность труда.

В охране труда уделяется большое внимание вопросам создания и контроля оптимальной освещенности рабочих мест.      

Цель данной работы: изучить методы оценки и измерения естественной и искусственной освещенности рабочих мест производственных помещений.

Для измерения освещенности применяется люксметр (рис. 1). Его принцип действия основан на явлении фотоэлектрического эффекта, заключающегося в том, что при освещении поверхности фотоэлемента в замкнутой цепи возникает поток, пропорциональный освещенности на рабочей поверхности фотоэлемента.

Рис. 1 Схема панели Люксметра Ю 117

Люксметр Ю 117 состоит из электроизмерительного прибора 1, селенового фотоэлемента 2 и светопогласительных насадок.

Прибор предназначен для эксплуатации при температуре окружающего воздуха от -10 до +35 ºC и относительной влажностью до 80% при температуре 20±5 ºC.

Пределы допускаемой основной погрешности люксметра в диапазонах измерений 5-30 и 17-100 лк (без насадок) соответствуют ±10% от измеряемой величины. Увеличение основной погрешности при переходе на измерения в насадками не превышает 5% от измеряемой величины.

Исследование естественной освещенности рабочих мест производственных помещений

В данной работе в качестве производственного помещения используется учебный класс длиной 12 м, в качестве рабочих мест – стол преподавателя, учебные парты студентов (рис. 2).

 


Рис. 2 Схема учебного класса

Естественное освещение нормируется КЕО, представляющим собой отношение горизонтальной освещенности, замеренной при одностороннем боковом естественном освещении в точке, расположенной на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов (Еi), к горизонтальной освещенности вне помещения, создаваемой всем небосводом (Ен), т. е. :

е = Еi / Ен X 100%

Произведя измерения, выбрав при этом произвольные 12 точек в помещении, имеем:

Табл. 1

Точки

Еi – освещенность i – ой точки

е – КЕО (коэффициент естественной освещенности)

1

28000

70

2

7200

18

3

2300

5,75

4

1800

4,5

5

1100

2,75

6

800

2

7

600

1,5

8

500

1,25

9

400

1

10

350

0,9

11

200

0,5

12

180

0,45

По данным таблицы построим график:

Рис. 3. Зона комфортной освещенности.

Коэффициент естественной освещенности для Новосибирской области, указанный в СНиП 23.05.95 = 1,2. Следовательно, зона комфортной освещенности для нашего помещения имеет следующий вид (см. рис.3).

В результате проделанных действий можно сделать вывод о том, что в данном помещении необходимо дополнительное освещение. По мере удаленности от светового проема (окна) рабочие места обладают все большим дефицитом в дополнительном освещении. По-моему мнению, для того чтобы устранить данные погрешности в проектировании учебного класса, необходимо оборудовать его дополнительными лампами, в частности над доской и установить настольные лампы для преподавателя и студентов на парты, где наблюдается недостаток в освещении.

  Исследование совмещенной освещенности рабочих мест производственных помещений

Для определения совмещенной освещенности имеющегося учебного класса необходимо определить освещенность каждого рабочего места:

 


Рис. 4 Схема учебного класса с указанием каждого рабочего места

Исследование искусственной освещенности сводится к измерению освещенности рабочих мест и оценке освещенности в соответствии с требованием СНиП 23.05.95.

После проведения замеров имеем:

Табл. 2

Рабочие места

Еi – освещенность i – ой точки

Ен – нормативная освещенность

1

300

500

2

380

500

3

310

300

4

290

300

5

230

300

6

250

300

7

320

300

8

380

300

9

380

300

10

480

300

11

550

300

12

550

300

13

730

300

14

2300

300

15

680

300

16

440

300

17

400

300

18

300

300

19

270

300

Сравнив полученные результаты с данными СНиП 23.05.95, следует отметить, что недостаток совмещенной освещенности наблюдается в районе расположения доски. Необходимо будет заменить 1 из перегоревших лампочек над доской и, по необходимости, установить еще одну.

Используемая литература:

1. СНиП 23.05.95. Естественное и искусственное освещение. М. 1979.

2. Исследование освещенности рабочих мест. Методические указания к выполнению лабораторной работы. Новосибирск. 1981.

Похожие материалы

Информация о работе