Школа человеческих отношений и поведенческих наук.Особенности школы человеческих отношений. Развитие поведенческих отношений

Страницы работы

Фрагмент текста работы

2. Основные научные школы и направления теории управления.

А. Школа научного управления (1885–1920 гг.)

Научное управление – исторически существовавший подход в теории менеджмента, основное внимание уделяющий управлению производством и повышению эффективности труда, в первую очередь, путем усовершенствования операций ручного труда. Большой вклад в науку об управлении внесли Ф.У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Гантт. в первую очередь, следует обратиться к Ф.У. Тейлору.Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности. Исходным для рационализации труда было изучение задачи, которая должна была давать информацию для построения рационального набора операций по ее решению. Он исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда, когда и его доход будет также возрастать. Основные принципы научного управления, которые Тейлор называл законами управления, состоят в следующем: создание научного фундамента, заменяющего собой старые, грубо-практические методы работы; научное исследование каждого отдельного вида трудового действия;отбор рабочих и менеджеров, их тренировка и обучение на основе научных критериев; сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научной организации труда; равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами. Будучи необходимым участником производственного процесса, каждый из них должен точно и своевременно выполнять свой собственный круг задач. Тейлор разработал модель «экономического человека»: работник выполняет свою работу только для получения определенного количества прибыли, т.е. платы за свой труд. Тейлор полагал то, что если труд во всех звеньях и участках производства организован на научной основе (т.е. на рабочем месте имеется все необходимое, применяются рациональные ме- тоды и приемы труда, установлены достаточно высокие нормы), то рабочее время будет использовано с наибольшей пользой. Идеи Ф. Тейлора были поддержаны и другими исследовате- лями. В их числе были Генри Гантт (1861—1919) и супруги Ли- лиан (1878—1972) и Фрэнк (1868—1924) Гилберты.Предложенный Генри Ганттом «график Гантта» отображает плановые и реальные объемы на всех стадиях процесса произ- водства.Следуя за Тейлором, Гилберт разработал оптимальный метод выполнения работ и определил условия, необходимые для этого: целесообразное устройство рабочего места, рациональные спо- собы подачи материалов. Вместе со своей женой, Лилиан Гилберт, психологом по об- разованию, Фрэнк Гилберт всю жизнь посвятил исследованию трудовых движений, достигнув значительных успехов. Вопросы научной организации труда особенно широко иссле- дованыГ. Эмерсоном, разработавшим комплексный, системный подход к организации управления. Основные его положения приведены в широко известной книге «Двенадцать принципов производительности». Принципы даны в следующей последова- тельности: точно поставленные цели; здравый смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет;диспетчирование; нормы и расписания; нормализация условий; нормирование операций; написанные стандартные инструкции; вознаграждение за производительный труд. Концепция административного управления была направлена  на разработку общих принципов управления предприятием в целом. Основатель этой концепции Анри Файоль (1841—1925)

Б. Административная (классическая) школа (1920–1950 гг.)Представители классической (административной) школы управления развили принципы управления, описали функции управления, системно подошли к управлению организацией в целом. Основные представители этой школы: А. Файоль,Заслуга Файоля в том, что он разделил все функции управле

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
31 Kb
Скачали:
0