Эссе по статье А.В. Прокофьева
«Парадоксы морально обоснованной пристрастности»
А.В.Прокофьев обозначает важнейшую характеристику нравственной нормы – это всеобщность, которая предполагает общеадресованность и беспристрастность. Основная мысль заключается в том, что нельзя выбирать получателей помощи и заботы на основе своих индивидуальных предпочтений и привязанностей (дружеских, семейных, культурных уз).
Прокофьев говорит об утилитаристской этической теории, в которой главная идея заключается в принципе равенства и полезности. Каждый человек должен считаться за одного, и не более чем за одного. Благо одного индивида имеет не больше значения, чем благо другого, с точки зрения вселенной. Все люди одинаковы и нельзя отдавать кому-то предпочтение в силу того, что он «мой». Для нашего современного сознания эта мораль противоречит здравому смыслу. Например, выбирая между талантливым философом и служанкой-матерью, горящими в пожаре, следует сделать выбор, наиболее полезный для общества. По логике утилитаризма, необходимо спасти философа, который в дальнейшем напишет поэму, предостерегая тысячи людей от ошибок. Здесь подразумевается глубочайшая объективность взгляда на ценность жизни. Утилитаризм отрицает местоимение «мой», в этом нет никакой общественной пользы.
Утилитаризм борется за равное счастье всех людей, так от чего же будет это счастье, когда принудительно необходимо отрекаться от своих важнейших причин счастья – детей, родных, друзей. Нельзя вторгаться грубыми руками в душу человека, наставляя его идеологическими принципами. Даже если человек будет воспитываться по данной морали, абсолютно беспристрастно и объективно принимая решения, не думаю, что он найдет в этом свое счастье. Ведь человек по своей сущности существо общественное, на генетическом уровне требующий семьи и близкого окружения. Как можно вывернуть человеческое сознание какими-то принципами общей полезности??? Мир слишком велик, для того чтобы делать поступки широкого масштаба, в то время когда достаточно будет защищать себя и заботиться о более близких себе людях – нельзя объять необъятное! Здесь можно провести параллель с местным самоуправлением. Даже на политической арене было ни раз замечено, что федеративное устройство государства рациональнее унитарного. Потому что, отвечая за более мелкие масштабы проблем, можно гораздо более эффективно с ними справиться. И вообще, само слово утилитаризм (утиль) дает представление об отбрасывании ненужного. Так значит, близкие мне люди должны в особых обстоятельствах стать ненужными?
Кантиантская деонтология является более гуманной. Человек действует определенным образом, предполагая, что он поступил бы таким же в отношении любого другого лица, и в отношении него любое лицо поступило бы так же.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.