ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Региональная экономика управления
НА ТЕМУ: Конкурентное развитие регионов и территорий
Выполнила:
студентка гр.
4 курса ГМУ
Проверил:
к.эк.н.
Новосибирск 2009
Содержание. 2
Введение. 3
Глава 1. Конкурентоспособность территорий. 4
1.1. Трактовка понятия и составляющие конкурентоспособности. 4
1.2. Факторы и методы оценки конкурентоспособности региона. 6
Глава 2. Рейтинги территорий в современных условиях. 11
2.1. Регионы России: оценка конкурентоспособности. 11
2.2. Формирование конкурентоспособности в Сибирском федеральном округе. 14
Глава 3. Изменение конкурентоспособности региона с помощью маркетинга территории. 19
3.1. Маркетинг региона. 19
3.2. Позиционирование регионов. 21
Заключение. 23
Список литературы.. 24
Актуальность темы исследования обоснована усилением международной конкуренции в начале XXI века. Стремительный научно-технический прогресс и глобальные изменения в мире, обострили конкуренцию не только между предприятиями, отраслями, но и отдельными странами и их регионами. Проблема участия регионов страны в международной конкуренции становится все более актуальной для России. Учитывая наличие глубокой дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов РФ, следует ожидать, что открытость экономического пространства страны по-разному будет влиять на экономику отдельных регионов. Овладение методами повышения конкурентоспособности экономики регионов становится также все более актуальным для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку усиливаются процессы глобализации мировой экономики. В связи с этим важной актуальной проблемой российской науки является всестороннее исследование содержания понятия конкурентоспособности экономики региона, определение характеризующих ее показателей и на этой основе разработка методики оценки конкурентных позиций субъектов Российской Федерации и способов их усиления.
Цель данной работы – изучить особенности конкурентного развития. Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи: рассмотреть зарубежные и отечественные теоретические концепции и методы оценки конкурентоспособности экономики регионов; определить ключевые факторы, характеризующие конкурентоспособность регионов; разобрать маркетинговые инструменты, влияющие на имидж территории.
Объектом исследования является регион как территориальная социально-экономической подсистема. Предметом исследования являются факторы конкурентоспособности экономики регионов, методы ее оценки и механизмы реализации государственной политики по ее повышению.
Термин конкурентоспособность не имеет четкого определения. Более того, в разные периоды он понимался по-разному:
• Начало XIX века (Д. Риккардо): государства торгуют (соответственно, конкурируют) между собой в силу разницы в производительности труда в различных отраслях.
• Середина XX века (теорема Э. Хекшера - В. Олина): государства продают (соответственно, конкурируют)
• Конец XX века (М. Портер): государства торгуют (соответственно, конкурируют) потому, что имеют высокую производительность труда, как эффективное использование земли, труда и капитала, результирующееся в большей величине национального дохода на душу населения.
Суть конкурентоспособности территории достаточно сложна и лучше всего раскрывается так называемым конкурентным «ромбом» М. Портера. В соответствии с этим «ромбом» конкурентов способность территории определяется четырьмя детерминантами:
1. Факторные условия производства, то есть известные базисные факторы производства земля, труд и капитал рассматриваются достаточно широко понимаются как ресурсное обеспеченно территории: природные, людские» финансовые, инфраструктурные ресурсы, ресурсы знаний, традиций, умений и навыков. Ресурсы территории обычно подразделяют на:
• Основные (полезные ископаемые, климат, почвы, графическое положение, неквалифицированная рабочая сила и др.), то есть ресурсы, которые достаются практически даром или при незначительных относительно экономического эффекта капиталовложениях.
• Развитые (основные фонды предприятий, инфраструктура, накопленные материальные запасы, высоко квалифицированные кадры и система их подготовки, исследовательские и инновационные организации, отделы и лаборатории, библиотеки, учебные заведения и другие объекты и технологии социальной сферы), то есть ресурсы, для приобретения которых приходится вкладывать значительные силы, средства и время.
Если предприятие имеет доступ к относительно дешевым ресурсам, то оно конкурентоспособно и, соответственно, конкурентоспособна территория, предоставившая ему такие ресурсы.
2. Условия внутреннего спроса - то есть опрос на внутренних рынках данной территории на товары и услуги собственного производства. Условия внутреннего спроса обычно характеризуются следующими параметрами:
• Структура внутреннего опроса, то есть характер и соотношение потребностей внутри территории. Воли предприятие способно улавливать изменение характера
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.