15 лет современного белорусского движения в Сибири. Современное белорусское движение в Сибири

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

15 лет современного белорусского движения в Сибири.

Современное белорусское движение в Сибири возникло в Новосибирске в 1989 г., вначале как неформальное. А в 1994 г. зарегистрировано первое общество – «Белорусы Сибири», первым президентом его стал Владимир Васильевич Галузо. В 1997 г. – Новосибирская национально- культурная автономия белорусов, затем были созданы государственный «Новосибирский центр белорусской культуры» и Белорусский культурно-просветительский центр во имя Святой Евфросинии Полоцкой как общественная организация.

Во 2-й половине 90-х годов стали возникать белорусские общества и в других городах Сибири – в Иркутске, Тюмени, Красноярске, Кемерово, Омске и Томске, которые сумели достаточно громко заявить о себе.

Мы обратились к зачинателю этого движения в Новосибирске члену Великой рады Объединения белорусов мира и международной ассоциации белорусистов А.А. Митеру с рядом вопросов.

ЧТО ПОДВИНУЛО ВАС НА ЭТОТ ПОЧИН?

- Патриотизм, назовём это так, и озабоченность сохранением белорусами своей национальной самобытности. В конце 80-х годов на волне демократизации советского общества произошел взрыв национального самосознания, который я воспринял как призыв «Родина-мать зовёт!» или по- белоруски «Бацькаушчына клiча!»

В марте 1989 г. я расклеил в наиболее людных местах Академгородка и Новосибирска объявления о создании Белорусского клуба. И вот первый звонок, тонкий мальчишечий голосок: в школе задали сочинение о БССР и он хочет побольше узнать о Белоруссии. Я подумал: это – хороший знак, усами младенца глаголет истина… Возникло и развивалось белорусское движение вначале в Академгородке. Это были студенты университета, курсанты политучилища, жители городка, несколько человек приезжали из Новосибирска. Вначале нас в качестве клуба приютил ДК «Академия», полагая, что мы будем лишь чаевничать и петь белорусские народные песни , но заподозрив, что мы «занимаемся национализмом», нас изгнали из этого храма культуры. А мы обсуждали вести из Беларуси, изучали ее историю, праздновали Ивана Купала на Бердском заливе, сплавлялись целой флотилией по Берди под белорусскими историческими символами – Гербом «Погоня» и бело-красно-белым флагом пытались предвидеть будущее Беларуси и России. Это был романтический период становления с накалом высокой духовности и патриотизма. Мы приняли «Обращение оргкомитета общества «Белорусы Сибири»: «История возлагает также на нас , белорусов Сибири, ответственность за судьбы нашей исторической родины и нашего народа. Пусть каждый скажет себе: если не я, то – кто? Объединимся для возрождения и защиты национальных ценностей нашего народа. Ибо только тот, кто любит свою родину и свой народ не в ущерб другим народам, способен ценить другие народы. Будем патриотами и Беларуси, и Сибири! Мы обращаемся за поддержкой и ко всем сибирякам – людям доброй воли, не равнодушны к судьбе нашей Батьковщины – не допустить исчезновения белорусов как нации.»

Мощный толчок белорусскому движению дал I съезд белорусов мира в Минске летом 1993 г., куда съехались наши соотечественники , живущие на разных континентах.

ЧЕМ ЖЕ ЗАНИМАЛОСЬ БЕЛОРУССКОЕ ОБЩЕСТВО ПОСЛЕДНИЕ 10 ЛЕТ?

- Вначале это было участие фольклорного ансамбля в городских и областных мероприятиях, организация дней белорусской культуры. В 1997 г. в театре «Глобус» состоялось грандиозное белорусское представление, отмеченное общественностью и СМИ. Вокально-инструментальный ансамбль «Азаричи» в 1999 г. стал обладателем малой золотой медали «Сибирской Ярмарки». Новосибирцы хорошо знают и любят ансамбли «Азаричи» и «Крыничка», Коченевский ансамбль «Чапурушка», существующие при государственном центр белорусской культуры, а также недавно созданные – «Лявониха» и «Вясёлка», которыми руководит Людмила Владимировна Кащеева. Хочется отметить большую воспитательную работу, которая проводится в этих ансамблях, стремление передать национальные традиции юному поколению. А совместная постановка взрослых артистов и юных – такие как «Калядки» и «Закликание весны» - наглядно свидетельствуют о преемственности поколений.

Похожие материалы

Информация о работе