Здоровый образ жизни. Структурные элементы ОЖ. Виды поведенческой деятельности (элементы структуры ОЖ). Инфраструктура медицинской активности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Здоровый образ жизни.

Структурные элементы ОЖ..ОЖ- наиболее типичный способ поведения и мышления человека в его поведенческой деятельности.

Виды поведенческой деятельности (элементы структуры ОЖ):

1.  трудовая деятельность;

2.  образовательная деятельность;

3.  бытовая деятельность;

4.  общественно-политическая деятельность (интересы, общение, мотивация);

5.  физическая деятельность (спорт, гимнастика и т. д.);

6.  медицинская активность.

Инфраструктура медицинской активности.

Любой вид деятельности, связанный со здоровьем и медицинской активностью.

ü  обращаемость в ЛПУ;

ü  выполнение медицинских предписаний и рекомендаций;

ü  уровень медицинской грамотности и информированности, отношение к собственному здоровью, самолечение.

Позитивная м\а- здоровый образ жизни.

Негативная м\а

Образ жизни и понятия с ним связанные.

Условия жизни - все те материальные и нематериальные факторы которые воздействуют на ОЖ. (влияют опосредованно через ОЖ).

Уровень жизни -  уровень благосостояния – количественный показатель условия жизни.

1.  Уровень ВНП на душу населения.

2.  Личные доходы граждан - показатель обеспеченности товарами и услугами.

Q жизни - степень использования фактического уровня жизни, (снижение Q при госпитализации – не смотрит tv)

Уклад жизни - порядок или регламент жизнедеятельности людей, объединенных общими условиями проживания, (семейный уклад, община)

Стиль жизни - конкретная жизнедеятельность, конкретного человека с его особенностями и привычками (индивидуальный образ жизни)

Профилактика - это меры направленные на предупреждение возникновения нарушений в состоянии здоровья, основным средством является пропаганда здорового образа жизни.

Уровни профилактики – первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика- формирование здорового образа жизни.

Отсутствие факторов риска - предупреждение возникновения социальная, СЭН - гиг. нормы, охрана атмосферного воздуха и т. д.

Вторичная профилактика - уже есть фактор риска, мероприятия направленные на предотвращение перехода заболевания  в хроническую форму (соц. и мед. проф.)

Третичная   профилактика - мед. профилактика - диспансерное наблюдение, проф. осмотры.

Факторы риска:

ü  управляемые;

ü  не управляемые (высока   вероятность   возникновения   заболевания - наследственная предрасположенность).

ОЖ- гиподинамия,  вредные привычки, нерациональное питание, стрессовые ситуации, семейное положение.

Факторы риска относительно условий жизни - условия труда, отдыха, проживания, питания, соц. защиты, (урбанизация, социальное неравенство, стрессовые политические воздействия и т. д.)

ОЖ- 50%;

наследственность- 20%;

экология- 20% ;

медицина-10%

( в 2 раза понизить возможность неинфекционной патологии; пропаганда ЗОЖ, формирование менталитета.)

Трудности.

1.  Создание необходимых условий жизни.

2.  Влияние на сознание и мышление человека : (психические особенности, инертность мышления, воздействие на  подсознание- реклама-  массовый  динамический  прием воздействия на общественное сознание, мода поведения- "модно быть здоровым ", старость- психическая, социальная, физическая зависимость, отсутствие ярко выраженной мотивации.)

Гигиеническое воспитание - это система мероприятий, приемов, способов и средств, направленных на формирование ЗОЖ на уровне первичной профилактики.

Уровни гигиенического воспитания:

1.  общественный, массовый (при охвате более 30 человек);

2.  групповой (2-3 человека);

3.  индивидуальный

Формы гигиенического воспитания:

1.  устный метод- лекции, беседы, круглые столы и т. д.

2.  легатный метод- листовки , плакаты и т. д.

3.  наглядный метод

ü  плоский  - выставки

ü  объемный - натуральный объем, модель

4.  комбинированный - телевидение

Уровни гигиенического воспитания:

1.  знания;

2.  убеждение (ценностная ориентация);

3.  навыки и умения (формы и способы).

Принципы гигиенического воспитания:

1.  Мода поведения, общественное сознание, менталитет. Массовость – государственность.

2.  Научность, обоснованность

3.  Использование логики и дидактики:

ü  Формирование мотивации к обучению (заинтересованности);

ü  Использование активных способов обучения с обратной связью;

ü  Формирование материальных мотиваций стимулов;

ü  Элемент усвоения знания от простого к сложному;

ü  Контроль знаний;

ü  Целенаправленность занятий;

ü  Дифференциальный подход к аудитории;

ü  Актуальность;

ü  Повторение;

ü  Оптимистичность;

ü  Четкий язык и хорошее изложение;

ü  Комплексность воздействия;

ü  Взаимосвязь деятельности медицинских и немедицинских работников (психологи, педагоги, общественные учреждения; за рубежом - парамедики, пожарные, полиция).

Структуры занимающиеся формированием ЗОЖ. В  крупных городах  - центры медицинской профилактики, либо дома санитарного просвещения в городах, областях, краях.

Указ президента запрещает рекламу по телевидению табака и алкоголя (проблема алкоголизма – травматизм, смертность).

Функции центров мед.профилактики:

-  организационно-методическая;

-  непосредственное обучение мед. спец. как и чему?

-  формирование здорового образа жизни;

-  консультативно оздоровительная функция;

I.  Поликлиника – отделение профилактики, кабинет сан-просвет пропаганды ЗОЖ, кабинет здоровья.

II.  Женская консультация – “Школа материнства”.

III.  Детская поликлиника – кабинет здорового ребенка.

IV.  Наркологический диспансер – комната пропаганды ЗОЖ

V.  Физкультурный диспансер – врач в физкультурных залах, мануальная терапия.

VI.  ЦГСЭН.

Схема выбора методов и средств в конкретной ситуации врачебной практики.

Каков количественный состав реципиентов?

Широкий (массовый) круг

группа

индивидуум

Экстремальная ли ситуация

Однородна ли группа по составу

Готовность реципиента выполнять требования

да

нет

да

нет

да

нет

ü листовка

ü радио

ü TV

ü Лекции

ü Беседы

ü плакаты

ü фильмы

ü кружковые занятия

ü курсовое обучение

ü специальные брошюры

ü памятка

ü беседы

ü лекции

ü дискуссии

Дать углубленные знания и их научную мотивировку

Причина отсутствия готовности?

Нет необходимых знаний

Нет убежденности

Нет навыков и умений

Направление сан-просвет работы

Дать знания и умения

Убедить использовать знания и умения (яркие примеры)

Дать необходимые знания и умения, убедить в необходимости в их использовании

средства

Пространный совет, специальные брошюры, НП фильмы

Пространный совет, брошюра, памятка, непосредственное обучение (показ

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
52 Kb
Скачали:
0