Здоровый образ жизни.
Структурные элементы ОЖ..ОЖ- наиболее типичный способ поведения и мышления человека в его поведенческой деятельности.
Виды поведенческой деятельности (элементы структуры ОЖ):
1. трудовая деятельность;
2. образовательная деятельность;
3. бытовая деятельность;
4. общественно-политическая деятельность (интересы, общение, мотивация);
5. физическая деятельность (спорт, гимнастика и т. д.);
6. медицинская активность.
Инфраструктура медицинской активности.
Любой вид деятельности, связанный со здоровьем и медицинской активностью.
ü обращаемость в ЛПУ;
ü выполнение медицинских предписаний и рекомендаций;
ü уровень медицинской грамотности и информированности, отношение к собственному здоровью, самолечение.
Позитивная м\а- здоровый образ жизни.
Негативная м\а
Образ жизни и понятия с ним связанные.
Условия жизни - все те материальные и нематериальные факторы которые воздействуют на ОЖ. (влияют опосредованно через ОЖ).
Уровень жизни - уровень благосостояния – количественный показатель условия жизни.
1. Уровень ВНП на душу населения.
2. Личные доходы граждан - показатель обеспеченности товарами и услугами.
Q жизни - степень использования фактического уровня жизни, (снижение Q при госпитализации – не смотрит tv)
Уклад жизни - порядок или регламент жизнедеятельности людей, объединенных общими условиями проживания, (семейный уклад, община)
Стиль жизни - конкретная жизнедеятельность, конкретного человека с его особенностями и привычками (индивидуальный образ жизни)
Профилактика - это меры направленные на предупреждение возникновения нарушений в состоянии здоровья, основным средством является пропаганда здорового образа жизни.
Уровни профилактики – первичная, вторичная, третичная.
Первичная профилактика- формирование здорового образа жизни.
Отсутствие факторов риска - предупреждение возникновения социальная, СЭН - гиг. нормы, охрана атмосферного воздуха и т. д.
Вторичная профилактика - уже есть фактор риска, мероприятия направленные на предотвращение перехода заболевания в хроническую форму (соц. и мед. проф.)
Третичная профилактика - мед. профилактика - диспансерное наблюдение, проф. осмотры.
Факторы риска:
ü управляемые;
ü не управляемые (высока вероятность возникновения заболевания - наследственная предрасположенность).
ОЖ- гиподинамия, вредные привычки, нерациональное питание, стрессовые ситуации, семейное положение.
Факторы риска относительно условий жизни - условия труда, отдыха, проживания, питания, соц. защиты, (урбанизация, социальное неравенство, стрессовые политические воздействия и т. д.)
ОЖ- 50%;
наследственность- 20%;
экология- 20% ;
медицина-10%
( в 2 раза понизить возможность неинфекционной патологии; пропаганда ЗОЖ, формирование менталитета.)
Трудности.
1. Создание необходимых условий жизни.
2. Влияние на сознание и мышление человека : (психические особенности, инертность мышления, воздействие на подсознание- реклама- массовый динамический прием воздействия на общественное сознание, мода поведения- "модно быть здоровым ", старость- психическая, социальная, физическая зависимость, отсутствие ярко выраженной мотивации.)
Гигиеническое воспитание - это система мероприятий, приемов, способов и средств, направленных на формирование ЗОЖ на уровне первичной профилактики.
Уровни гигиенического воспитания:
1. общественный, массовый (при охвате более 30 человек);
2. групповой (2-3 человека);
3. индивидуальный
Формы гигиенического воспитания:
1. устный метод- лекции, беседы, круглые столы и т. д.
2. легатный метод- листовки , плакаты и т. д.
3. наглядный метод
ü плоский - выставки
ü объемный - натуральный объем, модель
4. комбинированный - телевидение
Уровни гигиенического воспитания:
1. знания;
2. убеждение (ценностная ориентация);
3. навыки и умения (формы и способы).
Принципы гигиенического воспитания:
1. Мода поведения, общественное сознание, менталитет. Массовость – государственность.
2. Научность, обоснованность
3. Использование логики и дидактики:
ü Формирование мотивации к обучению (заинтересованности);
ü Использование активных способов обучения с обратной связью;
ü Формирование материальных мотиваций стимулов;
ü Элемент усвоения знания от простого к сложному;
ü Контроль знаний;
ü Целенаправленность занятий;
ü Дифференциальный подход к аудитории;
ü Актуальность;
ü Повторение;
ü Оптимистичность;
ü Четкий язык и хорошее изложение;
ü Комплексность воздействия;
ü Взаимосвязь деятельности медицинских и немедицинских работников (психологи, педагоги, общественные учреждения; за рубежом - парамедики, пожарные, полиция).
Структуры занимающиеся формированием ЗОЖ. В крупных городах - центры медицинской профилактики, либо дома санитарного просвещения в городах, областях, краях.
Указ президента запрещает рекламу по телевидению табака и алкоголя (проблема алкоголизма – травматизм, смертность).
Функции центров мед.профилактики:
- организационно-методическая;
- непосредственное обучение мед. спец. как и чему?
- формирование здорового образа жизни;
- консультативно оздоровительная функция;
I. Поликлиника – отделение профилактики, кабинет сан-просвет пропаганды ЗОЖ, кабинет здоровья.
II. Женская консультация – “Школа материнства”.
III. Детская поликлиника – кабинет здорового ребенка.
IV. Наркологический диспансер – комната пропаганды ЗОЖ
V. Физкультурный диспансер – врач в физкультурных залах, мануальная терапия.
VI. ЦГСЭН.
Схема выбора методов и средств в конкретной ситуации врачебной практики.
Каков количественный состав реципиентов? |
|||||||
Широкий (массовый) круг |
группа |
индивидуум |
|||||
Экстремальная ли ситуация |
Однородна ли группа по составу |
Готовность реципиента выполнять требования |
|||||
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
||
ü листовка ü радио ü TV |
ü Лекции ü Беседы ü плакаты ü фильмы |
ü кружковые занятия ü курсовое обучение ü специальные брошюры ü памятка |
ü беседы ü лекции ü дискуссии |
Дать углубленные знания и их научную мотивировку |
Причина отсутствия готовности? |
||
Нет необходимых знаний |
Нет убежденности |
Нет навыков и умений |
|||||
Направление сан-просвет работы |
|||||||
Дать знания и умения |
Убедить использовать знания и умения (яркие примеры) |
Дать необходимые знания и умения, убедить в необходимости в их использовании |
|||||
средства |
|||||||
Пространный совет, специальные брошюры, НП фильмы |
Пространный совет, брошюра, памятка, непосредственное обучение (показ |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.