Пограничные расстройства. Аномальные реакции. Схема механизма общей угрозы здоровью. Неврастения. Изменения интеллекта и личности

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Пограничные расстройства.[1] 

Невроз формируется в результате возникновения (либо усиления) опасений у человека и своеобразия предпринимаемых им аутосуггестивных мер борьбы, направленных  против таких опасений. В результате попыток найти бескомпромиссное решение внутри такого рода противоречивых тенденций возникают определённые нарушения, которые в конечном итоге приводят к болезни. Ведущая роль в конфликте принадлежит нарушениям или заторможенности иных влечений.

Аномальные реакции- неадекватность стимулу как по силе, так и по содержанию. Для них характерно: - незначительная длительность - они возникают эпизодически, систематически или сериями - реакция в одних случаях возникает и сохраняется как субъективно фиксируемая, в других проявляет себя во внешних проявлениях человека - степень субъективной важности, так же как и внешней выраженности их , максимальна в юности и зрелом возрасте (17-40 лет) - реакции как правило бывают простыми и тогда могут быть разделены на психические (идеаторные), психомоторные, психосенсорные и психовегетативные - по мере повторения и развития они могут приобретать сложный характер - реакции могут возникать то как явления самостоятельные, то как составная часть клинической картины неврозов, развитие либо психопатий.

Невротические- психогенные реакции (расстройства), содержание которых критически оценивается пациентом, в отличие от психопатических-ситуационных, которым свойственна недостаточность критического отношения к ним. Клинически близкие невротическим неврозоподобные реакции отличаются преобладающим значением в их происхождении соматических (эндогенных) либо экзогенных влияний. Типичные клинические формы : астенические (включая депрессивные), обсессивные (включая фобические), аутистические (шизоидные), истерические, эксплозивные, эпилептоидные.

Синхронное формирование (созревание) соответствующих функциональных систем определяет развитие  гармоничной личности индивида. Асинхрония созревания функциональных систем до определённого уровня обеспечивает многообразие индивидуальности личности, большие адаптации её к сложностям общественной  среды. Акселерация либо ретардация созревания отдельных элементов, составляющих функциональную систему (либо разные функциональные системы), обуславливает предел функциональных возможностей их и возможность декомпенсации (надлома) при перенапряжении функции вследствие эндогенных либо экзогенных влияний. Болезнь возникает лишь тогда, когда стрессовые воздействия избыточны, недостаточны или необычно направлены. Selye (1974) определил стресс как “ неспецифическую реакцию организма на любое предъявляемое к нему требование”. Стресс, подчёркивает Селье,- это вкус жизни; жизненный путь основывается на понимании человеком реакции на стресс, претерпевающим постоянные изменения. Схема механизма общей угрозы здоровью строится следующим образом: социальная ситуация- стресс- эмоциональная реакция- нарушение внутренней секреции- заболевание. Вторая схема раскрывает возможное влияние преимущественно социального конфликта: социальный конфликт- дезинтеграция личности- заболевание

.

Уровни реагирования

Подуровни реагирования

Внеличностные

Инстинктивный уровень темперамента

Крупносистемные на уровне темперамента

нейровегетативный нейрометаболический нейроэндокринный нейро-психический

Характерологические

астенический психастенический истерический эксплозивный

Личностные

ретардированный диссоциированный акцелерированный

Вопреки ошибочному мнению о возможности полного торможения эмоции кора головного мозга способна подавлять, как подчёркивает Анохин, “только то или иное проявление эмоции, большей частью внешнее; сама же эмоция, раз возникнув как субъективное состояние человека, не может быть устранена”.

В ходе анализа  чувств И. Ф. Случевский определил их как форму сознания человека, в которой отражается субъективное отношение его “ к удовлетворению или неудовлетворению его низших и высших потребностей”.

В. Н. Мясищев указывал, что несоответствие между потребностями и возможностями их непосредственного удовлетворения представляет собой существенное обстоятельство в развитии личности : несоответствие мобилизует деятельность, активизирует её, заставляет напрягаться. Достижение поставленной цели упражняет, развивает нервно-психические функции. Патогенная конфликтная ситуация сводится к неумению рационально преодолеть трудности или к неспособности отказаться от неосуществимых желаний. Противоречия приобретают патогенный характер в случаях: а) при наличии таких особенностей личности, которые приводят к переполнению жизни индивидуума созданными им самим трудностями; б) когда объективные условия жизни обусловливают неразрешимость противоречий, неудовлетворённость потребностей, недостижимость цели (напр., утрата близкого человека); возникает вопрос не о разрешении трудностей, а о признании и подчинении реальной необходимости.

Изменения интеллекта и личности являются типичными для больных неврозами; в частности, были выявлены неодинаковые индивидуально- личностные особенности при различных формах невроза. Если для больных обсессивно-фобическими неврозом типичен абстрактно логический подход при выполнении заданий, то для больных истерией- конкретно-образное , импульсивное, эгоцентрическое мышление. Больные неврастенией при этом занимают как бы промежуточное положение

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психиатрия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
15 Kb
Скачали:
0