Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью занятий с элементами театрализованной деятельности

Страницы работы

28 страниц (Word-файл)

Содержание работы

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ПОМОЩЬЮ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выполнила: магистрант Научный руководитель: к.псих.н., доцент

Проблема исследования:

Развивают ли коммуникативные умения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья занятия с элементами театрализованной деятельности?

Противоречия между:

  • 1) Социальное: Согласно Закону об образовании требования к коммуникативным умениям младших школьников заключаются только в необходимости, однако закон не прописывает требования к её развитию.
  • 2) Психологическое: развитие коммуникативных умений предполагает определённый уровень развития мотивации общения, а на уроке, как правило, ученик отвечает на вопросы учителя, что нельзя назвать действительным общением.
  • 3) Педагогическое противоречие заключается в том, что учителя не могут включить в процесс общения всех школьников на уроке, т.к общение школьников не достаточно развито и складывается только из односложных предложений. Однако в современной ситуации необходимость в развитии коммуникативных умений есть, а учителя не имеют подготовки в данном вопросе.

Цель исследования: Выявление влияния занятий с элементами театрализованной деятельности на развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

  • Объект исследования:
  • Коммуникативные умения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Предмет исследования:
  • Развитие коммуникативных умений младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Гипотеза исследования: Занятия с элементами театрализованной деятельности будут положительно влиять на развитие компонентов коммуникативных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, в частности таких, как контактность, владение элементарными средствами общения, умение выразить своё мнение по поводу объекта общения.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу по проблеме коммуникативных умений в младшем школьном возрасте и определить место и роль коммуникативных умений в процессе общения.
  2. Провести теоретический анализ научных трудов по проблеме развития коммуникативных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Разработать модель развития коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ элементами театрализованной деятельности.
  4. Провести эмпирическое исследование по проблеме развития коммуникативных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Предложить рекомендации по внедрению программы развития коммуникативных умений средствами театрализованной деятельности в общеобразовательную программу.

Методологическая основа исследования:

  • Деятельностный подход: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконини и др.
  • Концепция универсальных учебных действий:: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и СВ. Молчанов
  • Роль общения в развитии личности ребенка: Л.И. Божович, В.Н. Белкина, Л.Н. Галигуза, Ю.Б Гиппенрейтер, Р.И. Деревянко, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B.C. Мухина, О.О. Папир, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.
  • Особенности общения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваемых Э.М. Александровской, Б.Н. Алмазовым, С.А. Беличевой,

Методы и методики исследования

  • Теоретические методы:
  • Анализ и обобщение философской и психолого - педагогической литературы
  • Эмперические методы:
  • «Анкета для оценки коммуникативных и организаторских способностей» (КОС), предложенная Б.А. Федоришиным.
  • «Методика исследования общительности как зависимости личности школьника» М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой.
  • Методика Г.А. Цукерман - Задание «Кто прав?»
  • Математико - статистические методы анализа и обработки эмпирических данных:
  • U - критерий Манна – Уитни
  • Корреляционный анализ показателей по ранговому коэффициенту Спирмена.

Эмпирическая база исследования

Экспериментальной базой исследования выступила «Железногорская санаторная школа». Объем выборки составил 63 человека, подвергшихся констатирующему эксперименту. Экспериментальная группа: 46 учащихся 1 «А», 1 «Б» -18 учащихся (10 – девочек, 8 – мальчиков) 3 «А», 3 «Б» - 28 учащихся (12 – девочек, 16 – мальчиков) Контрольная группа: 17 учащихся «В» 1 «В» -9 учащихся (3 – девочек, 6 – мальчиков) 3 «В» - 8 учащихся (3 – девочек, 5 – мальчиков)

Положения, выносимые на защиту:

  • 1. Анализ литературы позволил представить коммуникативные умения личности как важный компонент процесса общения наряду с такими компонентами, как когнитивный (понимание других людей) и эмоциональный (эмпатия), а также с мотивацией общения. Все эти компоненты процесса общения взаимосвязаны

Положения, выносимые на защиту:

2. Развитие коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ не обеспечиваются учебной деятельностью. Необходимы дополнительные занятия, которые позволили бы всем участникам включатся в полноценное непосредственное общение. Такую возможность может представить внеурочная театрализованная деятельность.

Положения, выносимые на защиту:

3. Модель развития коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ элементами театрализованной деятельности предполагает включение детей с ОВЗ в театрально-игровые действия, выполнение которых способствуют развитию коммуникативных умений, что приводит к развитию других компонентов процесса общения: мотивации общения, когнитивного и эмоционального компонентов. В свою очередь, развитие мотивации, когнитивного и эмоционального компонентов общения оказывают влияние на дальнейшее развитие коммуникативных умений.

Положения, выносимые на защиту:

Похожие материалы

Информация о работе