РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ПОМОЩЬЮ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполнила: магистрант
Научный руководитель: к.псих.н., доцент
Проблема исследования:
Развивают ли коммуникативные умения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья занятия с элементами театрализованной деятельности?
Противоречия между:
-
1) Социальное: Согласно Закону об образовании требования к коммуникативным умениям младших школьников заключаются только в необходимости, однако закон не прописывает требования к её развитию.
-
2) Психологическое: развитие коммуникативных умений предполагает определённый уровень развития мотивации общения, а на уроке, как правило, ученик отвечает на вопросы учителя, что нельзя назвать действительным общением.
-
3) Педагогическое противоречие заключается в том, что учителя не могут включить в процесс общения всех школьников на уроке, т.к общение школьников не достаточно развито и складывается только из односложных предложений. Однако в современной ситуации необходимость в развитии коммуникативных умений есть, а учителя не имеют подготовки в данном вопросе.
Цель исследования:
Выявление влияния занятий с элементами театрализованной деятельности на развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
-
Объект исследования:
-
Коммуникативные умения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
-
Предмет исследования:
-
Развитие коммуникативных умений младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Гипотеза исследования:
Занятия с элементами театрализованной деятельности будут положительно влиять на развитие компонентов коммуникативных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, в частности таких, как контактность, владение элементарными средствами общения, умение выразить своё мнение по поводу объекта общения.
Задачи исследования:
-
Проанализировать литературу по проблеме коммуникативных умений в младшем школьном возрасте и определить место и роль коммуникативных умений в процессе общения.
-
Провести теоретический анализ научных трудов по проблеме развития коммуникативных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
-
Разработать модель развития коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ элементами театрализованной деятельности.
-
Провести эмпирическое исследование по проблеме развития коммуникативных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
-
Предложить рекомендации по внедрению программы развития коммуникативных умений средствами театрализованной деятельности в общеобразовательную программу.
Методологическая основа исследования:
-
Деятельностный подход: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконини и др.
-
Концепция универсальных учебных действий:: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и СВ. Молчанов
-
Роль общения в развитии личности ребенка: Л.И. Божович, В.Н. Белкина, Л.Н. Галигуза, Ю.Б Гиппенрейтер, Р.И. Деревянко, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B.C. Мухина, О.О. Папир, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.
-
Особенности общения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваемых Э.М. Александровской, Б.Н. Алмазовым, С.А. Беличевой,
Методы и методики исследования
-
Теоретические методы:
-
Анализ и обобщение философской и психолого - педагогической литературы
-
Эмперические методы:
-
«Анкета для оценки коммуникативных и организаторских способностей» (КОС), предложенная Б.А. Федоришиным.
-
«Методика исследования общительности как зависимости личности школьника» М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой.
-
Методика Г.А. Цукерман - Задание «Кто прав?»
-
Математико - статистические методы анализа и обработки эмпирических данных:
-
U - критерий Манна – Уитни
-
Корреляционный анализ показателей по ранговому коэффициенту Спирмена.
Эмпирическая база исследования
Экспериментальной базой исследования выступила «Железногорская санаторная школа».
Объем выборки составил 63 человека, подвергшихся констатирующему эксперименту.
Экспериментальная группа: 46 учащихся
1 «А», 1 «Б» -18 учащихся (10 – девочек, 8 – мальчиков)
3 «А», 3 «Б» - 28 учащихся (12 – девочек, 16 – мальчиков)
Контрольная группа: 17 учащихся «В»
1 «В» -9 учащихся (3 – девочек, 6 – мальчиков)
3 «В» - 8 учащихся (3 – девочек, 5 – мальчиков)
Положения, выносимые на защиту:
-
1. Анализ литературы позволил представить коммуникативные умения личности как важный компонент процесса общения наряду с такими компонентами, как когнитивный (понимание других людей) и эмоциональный (эмпатия), а также с мотивацией общения. Все эти компоненты процесса общения взаимосвязаны
Положения, выносимые на защиту:
2. Развитие коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ не обеспечиваются учебной деятельностью. Необходимы дополнительные занятия, которые позволили бы всем участникам включатся в полноценное непосредственное общение. Такую возможность может представить внеурочная театрализованная деятельность.
Положения, выносимые на защиту:
3. Модель развития коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ элементами театрализованной деятельности предполагает включение детей с ОВЗ в театрально-игровые действия, выполнение которых способствуют развитию коммуникативных умений, что приводит к развитию других компонентов процесса общения: мотивации общения, когнитивного и эмоционального компонентов. В свою очередь, развитие мотивации, когнитивного и эмоционального компонентов общения оказывают влияние на дальнейшее развитие коммуникативных умений.
Положения, выносимые на защиту: