2005 год стал первым годом применения Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2004 г. № 70н. Эта Инструкция в первоначальном своем виде вызвала много вопросов. Согласно п.3 приказа переход на работу в соответствии с новой Инструкцией должен был быть осуществлен до 1 октября 2005 г. И уже к концу 2005 года стало ясно, что положения Инструкции нуждаются не просто в официальных разъяснениях, а в существенной переработке. В 2006 году 11 апреля Министерство Юстиции России зарегистрировал приказ Министерства финансов России от 10.02.2006 г. № 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету». Инструкция № 25н представляет собой обновленный вариант Инструкции № 70н [1].
Необходимость реформирования системы бюджетирования в Российской Федерации вызвана в первую очередь требованиями статьи 34 Бюджетного кодекса РФ которая дает определение принципу эффективности и экономичности – при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств [2].
Кроме того, важным шагом бюджетной реформы стало использование механизма перспективного финансового планирования.
Так при формировании федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года в части предусмотренных трансфертов государственным внебюджетным фондом необходимо предусмотреть следующее: необходимо запланировать средства, обеспечивающие укрепление системы пенсионного обеспечения; реализацию задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года.
Для внедрения указанных изменений в процессе составления бюджета обязательно должна быть создана система бюджетного учета и отчетности, которая могла бы не только отслеживать правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году и в целом при завершении программы, а также давать возможность объективно оценивать активы и обязательства органов государственной власти РФ.
Необходимость существования всеобъемлющей системы учета законодателями предписана в статье 240 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая гласит, что все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежит бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов [2].
При анализе ранее существующей системы учета, которая, казалось бы, обеспечивала потребность пользователей в необходимой и при этом достоверной информации об исполнении бюджета, обнаружились недостатки, которые подлежали устранению. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999 №107н, не обеспечивала учет: непроизведенных активов; Государственной казны; начисленных в бюджет сумм доходов администраторами поступлений в соответствии с бюджетным законодательством РФ в разрезе классификации счетов Единого плана счетов.
Другой проблемой учета являлось отсутствие Единого плана счетов.
Для формирования качественной прозрачной отчетности о государственных операциях должна существовать единая система ведения бухгалтерского учета для всех единиц бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, большим недостатком существующей системы было отсутствие интеграции с бюджетной классификацией РФ. Эта проблема выражалась в невозможности использовать учетные регистры при анализе состояния активов и обязательств бюджетной системы Российской Федерации, а также соотносить их с операциями, осуществляемыми при исполнении бюджета. При этом значительно усложнялся процесс бюджетирования и использования отчетных данных при составлении проектов бюджетов.
План счетов интегрирует положения: бюджетной классификации в части классификации доходов, экономической классификации расходов и классификации источников финансирования; применяемой в РФ методологии бухгалтерского учета исполнения бюджетов и методологии бухгалтерского учета в бюджетных организациях.
Кроме того, новый план счетов учитывает международные принципы составления отчетности по сектору государственного управления.
Таким образом, план счетов предусматривает в своем составе объекты учета, соответствующие международным требованиям и финансовую отчетность, как по методу начисления, так и по кассовому методу.
Перечень объектов бухгалтерского учета, при учете которых применяется метод начислений: нефинансовые и финансовые активы; обязательства; доходы и расходы; финансовый результат (чистая стоимость активов); счета по учету санкционирования расходов.
Результат деятельности является балансовой величиной и определяется как разница между совокупными активами и совокупными обязательствами сектора государственного управления. Текущие доходы приводят к увеличению результата (чистой стоимости). В текущие доходы не включаются поступления от реализации нефинансовых и финансовых активов.
При этом общая стоимость активов не меняется, не меняется и результат.
Аналогично текущие расходы уменьшают результат (чистую стоимость активов) в процессе операций. Таким образом, к текущим расходам не относится ни приобретение основных средств, ни создание активов, ни операции с бюджетными кредитами и ссудами. Подобные операции относятся к операциям нефинансовыми и финансовыми активами и не оказывают влияния на результат финансовой деятельности.
Таким образом, текущие доходы и текущие расходы являются экономическими потоками, оказывающие прямое воздействие на изменение результата деятельности сектора государственного управления.
Кроме того, с вступлением в действие Инструкции №25н унифицировалась
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.