1. Развитие школьного исторического образования в РБ в кон. 20 – нач. 21в.в.
В 1990-е годы идет переработка всей системы образования в РБ. 29.10.1991г. принят закон «Аб адукацыі ў РБ». Вводилась единая непрерывная система образования, которая обеспечивалась согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения.
Система общего среднего образования включала в себя 3 ступени:
· начальная школа (1-4 класс);
· базовая школа (5-9 класс);
· средняя школа (10-11 класс).
Учреждались различные типы школ:
· с углубленным изучением предметов;
· гимназии, лицеи;
· обучение в базовых и средних школах заканчивалось экзаменами;
· индивидуальные программы, внеклассные занятия.
Предусматривалось использование в обучении альтернативных учебников и учебных пособий. Учителям предоставлялось право на творческую инициативу.
19.03.2002г. закон «Об образовании» был принят в новой редакции. Предусматривалось единство и непрерывность основного образования, преемственность уровней образования, согласованность образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ.
В законе предусматривалось наличие учреждений образования, обеспечивающих образование на нескольких уровнях:
· дошкольное (1-4 класс);
· общее базовое (1-10 класс);
· общее среднее (1-12 класс);
· учебно-педагогический комплекс (детский сад, СШ);
· проф.-тех. образование (проф. лицеи, высшие проф. училища, проф.-тех. колледжи);
· среднее специальное образование (техникумы, колледжи, высшие проф. училища, высшие колледжи);
· высшее образование – 2 ступени (бакалавриат и магистратура), классический университет, профильный университет (академия);
· послевузовское образование – 2 ступени: кандидат наук (аспирантура, адъюнктура, асистентура, стажировка); доктор наук.
2. Современная структура школьного исторического образования в РБ.
19.03.2002г. закон «Об образовании» был принят в новой редакции. Предусматривалось единство и непрерывность основного образования, преемственность уровней образования, согласованность образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ.
В законе предусматривалось наличие учреждений образования, обеспечивающих образование на нескольких уровнях:
· дошкольное (1-4 класс);
· общее базовое (1-10 класс);
· общее среднее (1-12 класс);
· учебно-педагогический комплекс (детский сад, СШ);
· проф.-тех. образование (проф. лицеи, высшие проф. училища, проф.-тех. колледжи);
· среднее специальное образование (техникумы, колледжи, высшие проф. училища, высшие колледжи);
· высшее образование – 2 ступени (бакалавриат и магистратура), классический университет, профильный университет (академия);
· послевузовское образование – 2 ступени: кандидат наук (аспирантура, адъюнктура, асистентура, стажировка); доктор наук.
Была разработана концепция школьного исторического образования:
1. Изменение содержания школьного предмета истории – основное внимание должно быть уделено духовности; сочетание индивидуального и формационного подхода к истории; основное внимание в процессе преподавания уделять роли личности в истории; альтернативные подходы в изучении отдельных вопросов истории; отказ от оценочных суждений однозначного характера; введение вопросов этнографии.
2. Изменение целей и задач – на первый план выступает формирование исторического мышления на основе исторических знаний.
3. Структурные изменения:
· начальное историческое образование дает курс “Мая Радзімая Беларусь” – 4 класс;
· базовое историческое образование – 5-10 класс;
· среднее историческое образование – 10-11 или 11-12 классы;
· был ликвидирован курс «История СССР». Темы по истории России изучаются по Всемирной истории;
· введен курс «История Беларуси».
В базовой школе история изучается на событийно-хронологическом уровне. В средней школе – на проблемно-теоретическом уровне.
Структура школьного образования:
Линейная - однократное, в хронологической последовательности изучение прошлого с древности до наших дней.
Концентрическая – двух или трехкратное изучение истории прошлого в одних и тех же хронологических пределах с повышающимся от концента к конценту проблемно-теоретического уровня.
4. Изменение в методике преподавания:
· отрабатывать понятийный аппарат;
· активизация познавательной деятельности учащихся;
· проведение нестандартных и интегрированных уроков.
3. Разработка методических проблем в работах В.Ракутя.
4. Методика преподавания истории как научная дисциплина.
Методика обучения истории – это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует закономерности процесса обучения истории в целях повышения его эффективности и качества. Методика призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию и основные факторы.
Предметом методики является педагогический процесс обучения – преподавание учителем и изучение учениками истории.
Объектом является содержание, организация, формы и методы обучения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.