Іканапісныя творы XIV – XVIIIстст. у музейных зборах Беларусі. Могилёвский областной краеведческий музей им. Е. Р. Романова

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Крупнейшее в Беларуси собрание вещественных и документальных памятников отечественной и мировой истории и культуры. Фонды музея насчитывают более 338000 единиц хранения, объединенных в 45 коллекций: археологии, этнографии, нумизматики, предметов культа, оружия, изобразительного искусства, иконописи, фотографии, рукописных и старопечатных документов.

Национальный художественный музей Республики Беларусь (Государственная картинная галерея с 1939, Нацио. 1993) – крупнейшее в стране собрание белорусского и зарубежного искусства. В экспозиции, филиалах и фондохранилищах находится более двадцати семи тысяч произведений, которые формируют двадцать разнообразных коллекций и составляют два главных музейных собрания: собрание национального искусства и собрание памятников искусства стран и народов мира.

Коллекция древнебелорусской иконописи и сакральной живописи – одна из наиболее ценных в нашей стране. Это самое большое собрание в Беларуси произведений белорусской иконописи отображает историю развития самобытной религиозной живописи, историю белорусской иконы от конца XV (образ Матери Божьей Одигитрии со Случчины) до первых десятилетий XIX столетия. Жемчужины в коллекции древнебелорусской иконописи – иконы «Спас Пантократор» из Бытеня и «Божья Матерь Одигитрия» из Дубенца – произведения второй половины XVI века, «Воскресение Христа» середины XVII века из Бездежа, «Рождество Богородицы» 1649 г.  Известно, что белорусские художники XVI–XVIII вв., как правило, не подписывали свои произведения. Тем не менее, в собрании музея есть несколько произведений, по надписям на которых можно узнать имена их авторов – художников XVIII – начала XIX в.: Василия Маркияновича из Слуцка, Фомы Силинича из Могилева.

Ветковский музей. 1978, с 1987 постоян. экспозиция.

Собрание древних и старообрядческих  икон. Около полутысячи памятников (от почти пустых досок с фрагментами живописи до шедевров прекрасной сохранности) – и  в собрании икон. Собрание служебных рисунков и прорисей иконописцев (17 – начало 20 вв.) Все они найдены в регионе и характеризуют процессы формирования и развития ветковской школы иконописи. О её существовании свидетельствуют и ученические работы, и правки учителей. Самые ранние рисунки – 17 века. Уникальны коллекции золотного шитья окладов и шитья жемчугом,  бисером – свидетельства богатой культуры “ветковских художеств” 17 – 20 вв. “Спас Нерукотворный”, “Богоматерь Казанская” 18 –начало 19 вв. Золочёная резьба по дереву (киоты, иконы) Искусство создания золочёных, резанных из липы киотов наследует традиции “белорусской рези навылётной”, в 17 в. Характерно собрание мелкой пластики (литые кресты, иконки, складни 17 – начала 20 вв.). Памятники рассматриваются в связи с культурой “путных” икон (деятельность отхожих промысловых и строительных артелей). Собрание инструментов,  образцов и материалов 17 – 20 вв.

В результате реставрационных работ, произведённых в музее, открыты памятники белорусской школы иконописи 18 – 19 вв., произведения народной Бабичской школы.

Филиал в Гомеле с 2008 г.

Могилёвский областной краеведческий музей им. Е. Р. Романова расположен в городе Могилёв. Упоминается 1867 г. Особое место в коллекции занимают иконы 17 в., принадлежащие могилевской школе. Это "Св. Николай", "Илья Пророк", "Сцена из жития Св. Юрия", "Богоматерь Барколабовская". Могилевская иконописная школа 18 в. Особняком в коллекции стоят четыре иконы Боровиковского В.Л., которые были написаны им для могилевского Иосифовского собора на медных досках в реалистической, ранее не встречавшейся, манере. Ряд икон к. 18 века Боровиковский автор. Архангел Михаил, Богоматерь с Младенцем.

В немногочисленной коллекции "Особая кладовая" основное место отводится предметам медного и бронзового литья. Среди этих предметов: иконы, образки, складни, кресты-распятия, нательные крестики, иконки, медальоны. Большинство таких изделий украшают разноцветные эмали. Тыльную сторону их нередко орнаментируют растительными мотивами, изображениями креста, текстами из Священного писания. Эти изделия были многотиражны, дешевы. Почитались в равной мере православными и старообрядцами. И теми, и другими эти предметы воспринимались в качестве оберегов от всяких зол и потому изготавливались с ушками, чтобы можно было носить их на груди. На территории Беларуси предметы эти известны с н. 18 в.. Гордостью коллекции являются: крест-распятие с предстоящими, праздниками и завершием в виде головок ангелов (19 в.); складень "Деисус" (19 в.); нагрудный складень "Знамение" (17 в.). Складень — русское название полиптиха, складного многостворчатого переносного алтаря.

Гродненский государственный музей истории религии. Основан в 1977 году. Асноўны фонд музея на пачатак 2013 г. налічвае 66 687 адзінак захоўвання. Сярод экспанатаў рарытэты і унікальныя творы мастацтва: абраз "Маці Божая Уладзімірская" (XVII ст., Расія), беларускія абразы "Маці Божая Адзігітрыя" (канец XVI - пачатак XVII

Похожие материалы

Информация о работе