Значит ваша задача в разговоре с подчиненным, чтобы он принял задание. А это зависит не только и не столько от интеллекта (от этого зависит понимание), сколько от характера межличностных отношений. Давайте проследим логику этой мысли. Следовательно, чтобы подчиненный принял задание, т.е. выполнил его добровольно, добросовестно, качественно, творчески, необходимо придать разговору с ним такой характер, который этому способствовал бы.
Как это сделать? Для этого нужно овладеть наукой общения, конкретными правилами, приемами. Этому специально надо учиться. Можно конечно, освоив их, использовать их механически, как с кнопкой телевизора, нажал - получил результат, а что при этом происходит -меня не интересует, но, если Вы хотите действительно овладеть приемами управленческого общения, надо учиться Важно знатъ « кнопки» и знать, что при этом происходит.
Для начала давайте задумаемся над такими вопросами: Как Вы понимаете "управленческое общение"? Знаете ли Вы, какое место в вашей работе занимает психология общения? Что такое профессиональное общение и чем оно отличается от общения вообще? А что такое общение?
Как вы думаете, можно ли изучить приемы общения, не зная, что такое общение. И вообще: когда происходит общение, а когда контакт?
Для того, чтобы разобраться в этом, предлагаю начать с системы понятий, которыми мы будем здесь пользоваться.
Начнем с понятия "управленческое общение". Управленческое общение - это общение с целью руководить людьми, т.е. изменять их деятельность в определенном направлении, поддерживать в заданном или формировать в необходимом направлении» Таким образом, мы будем вести разговор о служебном общении руководителя с подчиненными.
Руководитель вступает в управленческое общение с подчиненными, чтобы:
1) отдать распоряжения, указания, что-либо порекомендовать, посоветовать;
2) получить "обратную" (контрольную) информацию от подчиненного о выполнении задания;
3) дать оценку выполнения задания подчиненным.
Это три функции управленческого общения. Наиболее часто осуществляется первая функция. Она же оказывает наибольшее влияние на эффективность деятельности организации» От того, как Вы отдадите распоряжение, зависит и качество исполнительской деятельности. И еще один важный аспект этой функции управленческого общения. Практика показала, что так называемые локальные конфликты, которые возникают порой между руководителем и подчиненным, могут носить не столько открытый, сколько скрытый (латентный) характер и чаще происходят на первой стадии управленческого общения, т.е. - при выдаче распорядительной информации. Ибо именно на этой стадии руководитель меняет вид деятельности, действия, поведение другого человека.
Не умаляя значения других функций управленческого общения, при которых тоже могут возникать трудности и даже конфликтные ситуации, большее внимание уделим функции выдачи распорядительной информации, как наиболее важной и уязвимой стадии управленческого общения руководителя ч подчиненного.
Распорядительная информация по форме бывает директивной и демократической. К директивным_ формам относятся - приказ /директива/, указание, распоряжение, требование; к демократическим - рекомендация, совет, просьба. При этом следует заметить, что хотя сочетание слов "просьба" и "распорядительная информация" для некоторых может показаться не совсем обычным, в принципе, любое распоряжение руководителя может быть представлено в форме просьбы. Например: "Я прошу вас завтра подготовить…". Для подчиненного ясно, что это, конечно же, не просьба, а распоряжение, но .... А вот есть ли что-либо за этим "но"? Все знают, что форма выдачи распоряжения влияет на его выполнение однако какова сила этого влияния, насколько форма конкурирует с содержанием, насколько ошибочным бывает наше представление о "ведущей"
роли содержания перед формой - об этом мы еще поговорим.
Итак, мы определились с основными понятиями, и Вы, конечно, же поняли, что мы будем говорить не о любом общении руководителя, а об общении, связанном с управлением деятельностью подчиненных, основное внимание при рассмотрении взаимодействия руководителя с подчиненным будем обращать на наиболее уязвимые моменты, чреватые конфликтными ситуациями.
Задумаемся над вопросом - как эффективнее строить управленческое общение с подчиненными.
Эффективнее - это значит с меньшими временными и энергетическими затратами; эффективнее - это значит достигать более высокого качества исполнения ваших распоряжений с большей отдачей для производства; эффективнее - это значит с учетом теории и практики, которые объединяются в понятие "наука", в данном случае - это психологическая наука.
Тест "Какой вы руководитель?"
Вернемся к вопросу о взаимопонимании между руководителем и подчиненным. И рассмотрим условия, при которых это взаимопонимание возникает. Итак...
Прежде всего, необходимо, чтобы и руководитель и подчиненный говорили на одном профессиональном языке.
Также понимание зависит от уровня общей культуры, от общего
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.