большинстве стран мира служба занятости является основным партнером трудящихся, предпринимателей и местной администрации в решении проблем социальной защиты. Служба занятости занимается не только вопросами страховых выплат в случае безработицы или пособий по безработице, но часто является главным звеном в сфере трудоустройства, а также в деле организации и финансирования профессиональной подготовки и переподготовки безработных или тех, кому угрожает безработица.
Это ведомство играет также важную роль в предотвращении безработицы путем выплаты работникам компенсационного пособия в связи с переводом их на сокращенную рабочую неделю, что возможно без больших финансовых затрат. Трудящиеся сохраняют свои рабочие места, а предприниматели - высококвалифицированных работников. В любом случае это - действенный способ предоставить предприятиям передышку или, по крайней мере, дать возможность тщательно спланировать последствия социального кризиса, вызванного структурной перестройкой.
Вопросы обеспечения занятости, как важнейшего направления социальной политики при формировании рыночных отношений, приобретают особую значимость в нашей стране в условиях спада производства, низкой инвестиционной активности, дефицитов федерального и регионального бюджетов, незавершенности институциональных преобразований. Эти условия являются характерными для нынешнего состояния российской экономики.
Основными задачами государственной политики обеспечения занятости, по мнению авторов, должны быть:
- учет свободных рабочих мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
- информирование о возможностях трудоустройства, содействие выбору подходящей работы для граждан и подбору необходимых работников для работодателей;
- сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;
- организация общественных работ;
- организация профессионального консультирования незанятых граждан;
- финансирование обучения, включая содержание помещений, выплату стипендий и т.п.;
- разработка программ занятости и мероприятий по социальной защите различных групп населения.
Отраслевые органы управления угольной промышленностью и федеральная служба занятости России имеют договор о содружестве, который предусматривает совместную координацию процесса высвобождения работников угольной отрасли в связи с ее реструктуризацией с целью выявления критических ситуаций на региональных рынках труда и стабилизации социального положения в угледобывающих регионах.
Органами службы занятости населения, помимо выплат пособий по безработице, ведется организационная и финансовая поддержка региональных программ занятости населения в части социальной защиты высвобождаемых работников с предприятий угольной промышленности в следующих направлениях:
- упреждающие консультации по вопросам увольнения,
- организация профессионального обучения и переобучения с выплатой стипендий,
- трудоустройство по вакансиям службы занятости,
- организация временной занятости за счет оплачиваемых общественных и сезонных работ,
- долевое участие в создании дополнительных рабочих мест,
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства и др.
По условиям и срокам выплаты пособия по безработице, в соответствии с действующим законодательством после увольнения в связи с ликвидацией предприятия высвобождаемым работникам сохраняется на период трудоустройства (но не более чем на 3 месяца) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия, и только по истечении этого срока, в соответствии с действующим ранее законодательством по занятости населения, начиналась выплата пособия гражданам, получившим статус безработных.
Предполагалось, что до этого момента уволенные работники должны использовать 3 месяца для поиска работы. В действительности подавляющее большинство из них "отгуливали" положенные месяцы, а затем в течение 12 месяцев получали пособие по безработице (Статья 34, часть 2: "... Период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев ... Гражданам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией или другими структурными изменениями и зарегистрированным в службе занятости в течение двух недель после увольнения, но не трудоустроенным в течение трех месяцев, пособие по безработице выплачивается с первого дня по истечении этого периода").
В то же время существуют вакансии на соседних шахтах, куда приглашают на работу уволенных и в конце концов, вынуждены нанимать людей со стороны, потому что работнику выгодней быть уволенным в связи с ликвидацией предприятия, получив при этом все положенные социальные выплаты, чем просто трудоустроиться переводом на соседнее предприятие. Например, по данным исследований, проведенных в г. Воркуте Институтом Сравнительных Исследований Трудовых Отношений (ИСИТО), существовавшее состояние имело ряд негативных аспектов:
а) в связи с несвоевременным трудоустройством высвобожденных работников в условиях существования вакансий происходит перерасход средств фонда занятости, которые можно использовать более рационально;
б) продолжительное пребывание без работы ведет к потере квалификации работника и, зачастую, к его моральной деградации;
в) приглашение работников со стороны приводит к тому, что по истечении срока выплаты ликвидационного пособия уволенный работник не сможет найти работу по специальности и вынужден будет пополнить ряды безработных;
г) практика показывает, что чем дольше человек находится без работы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.