Социокультурные портреты регионов России: предложение нового метода работы с данными анкетирования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Использование Типовой методики позволит сопоставлять и обобщать результаты, получаемые в различных регионах. Появится возможность  составить социокультурные карты регионов, подготовить на их основе  «Социокультурный атлас России», получить регионально дифференцированную картину социокультурного пространства страны и его эволюции. Вместе с тем, типовой характер методики предполагает, что она будет дополнена параметрами, которые учитывают особенности каждого региона, запросы заказчиков и других адресатов. Очевидна теоретико-познавательная и прикладная направленность работы по подготовке социокультурных портретов российских регионов. Во-первых, будет глубже выявлена специфика социокультурных характеристик каждого региона, что позволит органам управления сформировать более эффективную стратегию и тактику управления регионами, повысить инвестиционную привлекательность этих регионов.   Во-вторых, подготовка портретов позволит изучить и представить социокультурный контекст реализации в регионах приоритетных национальных проектов: современное здравоохранение; качественное образование; доступное и комфортное жилье; эффективное сельское хозяйство. В-третьих, банки, корпорации, фирмы, малый бизнес получат важную информацию о структуре спроса на товары и услуги в каждом изученном регионе, что будет способствовать повышению инвестиционного имиджа регионов.

Часть 1

Разбор типовой методики Лапина Н.И.

Особенности «Социокультурного портрета региона»

Объект:  в качестве объекта изучения и описания в жанре «портрета» принимается регион (субъект РФ) как  исторически сформировавшаяся социокультурная территориальная общность, во взаимосвязи ее социальных и культурных параметров.

Комплексность: в «Портрете» должен быть представлен комплекс социальных и культурных характеристик региона, объективных и субъективных.

Проблемно-аналитический характер: анализ проблем и эволюции социальных институтов в регионах. Аналитические центры внимания: социальные и культурные преимущества и слабости, базовые проблемы и тенденции социокультурного развития региона. Акцент на изучение укорененных и новых поведенческих практик, их правил и норм: правовых и неправовых, легитимных и нелигитимных.

Наглядность: таблицы, рисунки, социокультурные карты региона.

Сопоставимость: единство типовых параметров, их индикаторов и методов получения эмпирических данных; общая программа-проспект подготовки и изложения социокультурного  портрета региона.

Цели типовой программы и методики его подготовки

I. Обеспечить комплексность, проблемно-аналитический характер и наглядность социокультурных портретов регионов России, которые были бы востребованы административными, деловыми, политическими структурами, СМИ, учреждениями образования, широкими слоями населения регионов и всей страны.

II. Обеспечить сопоставимость социокультурных портретов различных регионов, дабы в ближней перспективе можно было подготовить «Социокультурный атлас России».

Структура:

I.  «Общая часть программы: методологические предпосылки, исходные предположения». Здесь дана характеристика целей типовой программы и методики, представлены  методологические подходы, базовые проблемы, стратегический план  исследования и структура инструментария.

II.  «Программа-проспект социокультурного портрета региона (с источниками данных)» включает систематический перечень проблем, изучаемых параметров региона и источников информации по каждому параметру, получаемой с помощью статистики и социологическими методами. Структура этого перечня одновременно представляет собой примерный план-проспект публикуемого «портрета» региона.

III.  Бланк «Вопросы для интервью по месту жительства» содержит 61 вопрос, с помощью которых будет получена информация о параметрах, не представленных в российской статистике.

Основные разделы Портрета:

1. Общая характеристика региона, его проблем, тенденций

2. Население, его этнокультурные, социальные особенности

3. Уровень жизни и социальное самочувствие населения

4. Культурный потенциал (капитал) населения и его использование

5. Мотивация трудовой деятельности и экономическая активность

6. Социальная стратификация и мобильность

7. Государственное регулирование и самоорганизация в сфере социальной и культурной жизни  региона

8. Общие выводы.

Рисунок 1. Определение “точек” опроса на плане (карте) района.

Обозначения: 1 - центр спирали (центр района);

А, В, С, Д - “точки”, выбранные для опроса.

Рисунок 2. Расположение маршрутов (№1, № 2, №3, №4, №5, ..., №19) на

план-схеме города. Маршрут №1 соответствует центру города.

Рабочая документация

·  Инструкция интервьюера

·  Бланк поиска респондента маршрутным способом

·  Бланк-задание по контролю за работой интервьюеров

·  Отчет о проведении социологического исследования

Выявления недостатков существующей методики

1.  Необходимость большого количества человек для проведения анкетирования(их обучение)

2.  Непонимания населения для чего проводится подобное анкетирования, а следовательно отказ множества людей от подобного мероприятия

3.  Постоянное обновление данных

4.  Размер анкеты- анкетирование может занять достаточно длительное время

5.  Невозможность проведения ее на улицах, необходимы отдельные помещения, т.к. не каждый пустит себе домой интервьюера

6.  Необъективность анкеты

Предложение новой методики

1.  Прохождение анкеты онлайн

2.  Рассылка на электронную почту и обычную

3.  Автоматическое обновление данных из официальных документов

4.  Создание одной большой общей базы данных всех показателей по регионам

( С какими документами работать, анкеты, какие программы использовать

Похожие материалы

Информация о работе