Население Древнего Мира. Средние века и Белоруссия. Развитие союзнических отношений между ВКЛ и Польской Короной в XIV – XV вв, страница 5

Культура кривичей имела региональные различия. Их подразделяют на две большие группы — полоцко-смоленскую и псковскую. На территории Беларуси, а также на Смоленщине, проживала полоцко-смоленская группа. Она отличалась от псковской своеобразными украшениями: браслетообразные височные кольца с завязанными концами. Это славянский тип украшений. У псковской группы кривичей таких украшений не было. 

В этническом облике кривичей преобладали славянские черты. Язык их был славянским. К славянским элементам культуры относятся также кривичские браслеты, большинство видов перстней (проволочные, гладкие, витые, пластинчатые, рубчатые, щитковые). Отчётливо славянские черты имеет керамика кривичей.  Основную её часть составляют горшки с коническим туловом, округлыми, слабо выраженными плечиками и слегка отогнутым венчиком. Цвет их жёлто-серый и красновато-жёлтый. Большинство горшков не орнаментированно.

Славянские элементы  прослеживаются и погребальном обряде кривичей. Для значительной части погребений характерна славянская ориентация умерших ( головой к западу). Вместе с тем в культуре полоцко-смоленских кривичей весьма заметны балтские элементы. Немало их среди кривичских украшений, среди которых, в частности, браслеты со змеиными головами, спиральные перстни, шейные гривны балтского типа, головной венок, состоящий из нескольких рядов спиралек, нанизанных на лыко и перемежающихся пластинчатыми бляхами, лучевые кольцеобразные пряжки, подковообразные застёжки с коническими, многогранными, завёрнутыми концами. Балтские элементы зафиксированы и в погребальном обряде кривичей. Балтской традицией является наличие в погребении ритуальных кострищ, встречающаяся в некоторых погребениях ориентировка умерших головой к востоку.

Смешанное славяно-балтское происхождение кривичей , возможно, отражено и в названии данной этнической общности. По мнению археолога П.Н. Третьякова, название «кривичи» имеет балтское происхождение. Но происходит от слова «Криве», которое якобы обозначает имя одного из персонажей литовской языческой мифологии. 

Поскольку первоначально на территории  славянской этнической общности кривичей жили не славяне, а балты, можно предположить, что первоначальной основой крив здесь называлось балтское население. После смешения этого населения со славянским и формирования славянской этнической общности оно несколько изменилось, сохранив прежнюю основу, к которой было добавлено славянское «ичи». Так появилось именование этой этнической общности «кривичи». Анализ названия «кривичи» даёт основание утверждать, что, вероятнее всего, оно обозначало  обширную группу людей, занимавших первоначально холмистую местность.

Ряд интересных и убедительных данных, объясняющих происхождение и расселение кривичей привёл В.В. Седов. Исходя из того, что различия между кривичскими памятниками и памятниками других восточнославянских группировок, восходящих к культуре типа Корчак (древлян, волынян и дреговичей), настолько значительны, что следует предполагать их разные истоки, исследователь высказал гипотезу о формировании кривичей на базе венедской славянской группировки, смешавшейся после расселения с балтами Верхнего Поднепровья и Подвинья.

Им отмечено сходство некоторых типов посуды, встречающейся в венедских памятниках Северной Польши и длинных курганах. Интересны наблюдения над ранними славянскими заимствованиями в языках прибалтийских финнов. По мнению Седова, венедская славянская группировка, пройдя через область Верхнего Понеманья, сначала расселилась на Псковщине, и только позже постепенно распространилась на территорию Северной Беларуси и Смоленщины, причём смешение с местными балтами началось на позднем этапе существования длинных курганов, о чём свидетельствует, как предполагалось исследователю, отсуствие в ранних курганах балтийских вещей.