искренне хотел улучшить жизнь народа и искренне верил в преимущества социализма и коммунизма перед капитализмом.
В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Стремясь полностью подчинить себе партийно-государственный бюрократический аппарат, Н.С.Хрущёв предпринял попытку создать альтернативную структуру исполнительной власти с большими элементами демократизма. Суть реформы заключалась в переходе управления промышленностью и строительством от отраслевого (через министерства и ведомства) к территориальному принципу. В соответствии с принятым Верховным Советом 10 мая 1957 года законом «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» в каждом экономическом административном районе был образован Совет народного хозяйства (Совнархоз), подчиняющийся непосредственно Совету Министров союзной республики. Тем самым резко ограничивались возможности вмешательства местного партийного аппарата в хозяйственную деятельность, ограничивался объём его реальных властных полномочий. Было создано 105 совнархозов (в РСФСР-70, в УССР-11, в Узбекской ССР-4, в Казахской ССР –9, в остальных союзных республиках - по одному). Упразднилось 141 общесоюзное, союзно-республиканское, республиканское министерство. Предприятия, находившиеся в их ведении, были переданы в непосредственное подчинение совнархозам. Проведение единой централизованной политики в развитии важнейших отраслей народного хозяйства, разработка текущих и перспективных планов и контроль за соблюдением государственной дисциплины поставок продукции оставались за Госпланом СССР. Для обеспечения научно-технического руководства отраслями промышленности в 1957-1958 гг. при Совете Министров СССР был создан ряд государственных комитетов ( по авиационной технике, по судостроению, по химии и др.). В дальнейшем в созданную систему управления по территориальному принципу вносились изменения и дополнения.
С самого начала реформа управления 1957 года имела ограниченный характер. Она не вносила качественных изменений в экономические условия хозяйствования, планирования и управления производственной деятельностью промышленных предприятий. Вопрос о коренных преобразованиях в системе планового руководства промышленностью даже не стоял. Как считают отдельные исследователи, хозяйственный механизм реформы 1957 года не только воспроизвёл сложившийся и ранее отработанный административный механизм, но и усилил все его качественные параметры – адресное директивное планирование, фондирование материально-технических ресурсов и их централизованное распределение, административное ( внедоговорное) прикрепление производителей и потребителей, административное ценообразование, бюджетное финансирование как текущей деятельности промышленных предприятий, так и процесса воспроизводства их основных фондов. В сущности, реформа сводилась к формальной, организационно-структуроной перестройке аппарата государственного управления. В реформу 1957 года была заложена идея административной децентрализации – перемещения функций оперативного руководства на уровень советов народного хозяйства на базе территориально-экономических комплексов. Переход к организационным формам управления по территориальному принципу не решал проблемы пропорционального и сбалансированного развития народно-хозяйственного комплекса страны в целом, а также его отдельных отраслевых комплексов. Госплан СССР фактически превращался в центральный элемент системы управления, а централизованное планирование становилось основным механизмом учёта отраслевого разреза в развитии экономики. Однако это не снимало проблемы совмещения территориальной организации управления промышленностью и развития отраслевых промышленных комплексов. Хотя образование системы совнархозов вызвало ликвидацию министерской структуры управления, часть общесоюзных министерств на начальном этапе реформы сохранялась.
Однако реорганизация системы управления дала определённый импульс развитию экономики: в результате снятия ведомственных барьеров, обеспечения большей оперативности управления возросли темпы роста национального дохода, усилилась специализация и кооперирование в масштабах административно-экономических районов, ускорился процесс технической реконструкции производства. Была достигнута значительная экономия за счёт удешевления управленческого аппарата. Но вскоре реформа стала давать сбои. Многие совнархозы неоднократно укрупнялись, а в центре создавались многочисленные отраслевые комитеты. В июне 1960 года были образованы республиканские СНХ, в марте 1963 года - Высший совет народного хозяйства, в июне 1963 года –Совет народного хозяйства СССР. Усложнилась и система общегосударственного планирования народного хозяйства: в феврале 1959 года был организован Государственный научно-экономический совет Совета Министров СССР; с декабря 1963 года получил развитие механизм территориального планирования через плановые комиссии крупных экономических районов СССР. В конечном счёте определяющей тенденцией стало восстановление ведомственно-отраслевой системы хозяйственного управления внутри территориальной. Вместе с тем на момент начала демонтажа созданная модель управления ещё обладала значительным организационным потенциалом.
Период «оттепели» стал периодом наиболее заметного подъёма
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.