Техника как социальное явление. Франкфуртская школа философии и ее представители Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Маркузе, Хабермас

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

18.12.07 Лекция

Начинаем рассматривать технику как социальное явление. Уже рассмотрели технику как культурное, ...., антропологическое явление.

Соответственно сущности техники как социального явлении. Группа социальных факторов будет сущностью для техники. Некоторые факторы техники имеют сущностное социальное значение, определяют собой развитие общества.

Первая теория, философия техники Франкфуртской школы, «техника, как стремление господства надо природой». Представители, социологи и философы Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Маркузе, Хабермас?? и др.

Сущностью техники является определенный тип отношения общества к природе. Философы, правомерно утверждают, что в первобытном, мифологическом сознании, фигурировали разные типы отношения к природе, эстетические, этические, господства над природой и те, которые мы не можем представить. Они были сплавлены, и долго время они существовали. И случайным образом в эпоху просвещения (18 век) Отношение господства над природой выделилось, стало доминировать над все другими. Если раньше техника была многообразной , которая воплощала в себе самое разное отношение к природе, то с эпохой просвещения – дух покорения возобладал над всеми. И техника стала нацелена на преобразование природы, и это стало отражаться в самых разных социальных институтах, то есть отношения господства природе само стало техникой, стало способом жизни человека, а в след за этим и все остальное превратилось в технику, включая и саму природу человека. Так же повлияла на процесс познания природы и в первую очередь фрак.. критикуют позитивизм, за то что они замечают в природе только то, что необходимо только для покорения ее самой. Поэтому природа превращается опять в орудие покорения самой, что касается человека – его природа становится техникой для покорения природы , самой себя. Вопрос – что же является источником? Относимся все мы так к природе, потому , что мы так воспитаны, книги, культура, это впитывается с молоком матери. Франкфуртсы – нео-марксисты. Фр- говорили что капиталисты, тоже рабы отношения, своей техники, своего капитала, они постоянно воспроизводят тоже самое с эпохи просвещения и не в силах изменить данное положение дел. Все что их окружает это техника, направленная на пустое бессмысленное подавление природы. Поэтому Ф. Говорят, что техника и общество – иррациональная рациональность. Данное отношение иррациональное (бессмысленное) а дальше начинается все рациональное работать, техника рациональна, общество тоже рационально. В обществе, например, производство направлено не на произведение товар и услуг, а товары и услуги для покорения природы. То есть произвести нечто, что бы преобразовать природу. А мы для чего? Что бы потребить, чтобы снова произвести и так далее. Замкнутый круг, экономика служит для господства над природой, образование тоже самое, демократия становится управляемой демократией, признается многообразие мнений только тех, которые могут понять преобразовать природу, если за рамки выходят, то происходят социальные репрессии. Соц. Структура строиться, так чтобы сделать более эффективным преобразование природы. Техника превращается в огромную структуру,  в которой каждый человек чувствует себя песчинкой и не в силах что-либо изменить. В этом видится глубокий пессимизм. Герберт Маркузе предлагает выход из данного положения. Он уповает на развитие техники. Любое явление возникая порождает множество других следствий, других путей развития, отличающихся от традиционных целей, например от цели покорить природу. Для его мнения это была автоматизация. Автоматизация (самое начало 50-х годов 20-го века) вообщем-то любая новая техника порождает новые принципиально иные возможности, и их надо использовать, чтобы их изменить. У технического человека изменяется биология, образ жизни, то есть технический человек он должен измениться. Где найти исток изменения технического человека? Он говорит, что для преодоления возможно использовать психоанализ. Техн. Человек забыл что такое истинное удовольствие наслаждение, ему подсовывают (общество, ид., мат. Техника) сурагат, эти удовольствия не глубокие. Человек должен испытать настоящее удовольствие когда был в животе у матери. Человек должен вспомнить то чувство удовольствия ( с помощью психоанализа) затем запомнив его должен его воспроизвести и сравнить его с настоящими удовольствиями и поставить себе новую цель. Кроме того в обществе существуют маргиналы (живут в обществе

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
111 Kb
Скачали:
0