Культура как сущность техники. Концепция Альфреда Эспинеса. Религия как одна из сущностей техники

Страницы работы

Содержание работы

3.7  Культура как сущность техники (А.Эспинас, Ф.Бон).

Как техника влияет на культуру и как культура влияет на технику? – это называется культурологический подход к философии техники.

Техника – часть объективной реальности, необходимыми признаками техники являются:

1)  Техника является искусственного происхождения;

2)  Техника – средство преобразования объективной реальности

3)  Техника должна находиться в процессе функционирования

Указывают еще ряд ее признаков:

1)  сознательно применяется,

2)  техника должна быть социально признана

3)  Техника рациональна

Культура – это совокупность социальных знаний и представлений о ценностях не только технических, но и всех остальных (эстетических и др.).

1. Культура влияет на технику в концепции Альфреда Эспинеса (конец XIX в.).

Эспинес рассматривал технику как религиозное явление. Он дополнил органопроекцию Каппа социологической проекцией. Техника является отражением не только биологических потребностей, но и социально психических особенностей человека. Бессознательно человек копировал в своих религиозных представлениях социальные отношения и проецировал их на технику. Это отразилось в религиозном объяснении технических явлений: техника возможна тогда, когда она функционирует по образу и подобию сакрального. Здесь срабатывает психологическая особенность человека: он не уверен в успехе технического явления до тех пор, пока он не объяснил это религиозными принципами.

Прежде чем применять технику человек искал объяснение ее результата.

По Эспиносу, техника была религиозной практикой. Поэтому можно сказать, что вся техника имеет религиозное происхождение.

Таким образом, поскольку изначально техника была иррациональной, и лишь потом рациональной, то в ее основании лежат определенные религиозно- мифологические воззрения, которые возникли в свою очередь под воздействием общественной психики. Итак, сущностью техники является религия.

Современная техника до конца не прозрачна, поскольку  она определяется также метафизикой. Например, программное обеспечение до конца понять невозможно. Поэтому использование техники базируется на иррациональном доверии, уверенности, что будет так, как обещают.

2. Эвдемонизм техники в философии Фреда Бона. Эвдемонизм – это этическое учение, обосновывающее, что высшим благом для человека является счастье. Счастье – это некое блаженное состояние чувств души во всех отношениях. Данное счастье получается путем достижения определенных целей, для этого используется техника. Поэтому техника - некий промежуточный этап между человеком и состоянием счастья. Следовательно, сущностью техники является счастье. Это представление «что есть счастье» выражается в понятие «добро». Т.к. добро – это рациональное понятие разума, то техника – рациональное выражение счастья. Добро – это то, что должно быть и техника – это пересечение всех долженствований.

Таким образом, техника и этика пересекаются. Поэтому сущностью техники является счастье. Отсюда вытекает то, что можно говорить об этике техники, т.е. оценка техники с позиции определенных моральных ценностей, в частности с позиций счастья. Ответ требует этической оценки техники.

Таким образом, в концепциях культуры речь не идет об особенной человеческой природе, а о культуре как социальном явлении.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
29 Kb
Скачали:
0