Культурологический подход к философии техники. Влияние социальных ценностей на технический прогресс. Применение техники в различных сферах деятельности человека

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Рассмотрим другой философский подход – как техника влияет на культуру и как культура влияет на технику – это называется культурологический подход к философии техники.

Во-первых, нужно иметь представление, что такое культура – все то, что создается под влиянием человеческих ценностей, представлений. Техника должна испытывать влияние социальных ценностей. Ценностей не индивидуальных, а социальных.

Можно выделить различные культурные явления, соответственно в которых действуют различные ценности.

И первая философское учение, которые рассмотрим, было создано Альфредом Эспинесом, начало 20 века. Он считал сущностью техники – религия (или мифологическое основание) Использовал идеи Каппа – органопроекции. «Техника как религиозное явление» Он считал, что техника появилась не только проекцией антропологической, а проекцией социально-психологическим особенностями человека. Результатом действия является определенная система ценностей. Он обосновывал, что вначале возникли определенные религиозные, мифологические знания, ценности, а затем появилась техника. То есть техника была вызвана религиозной потребностью человека.

Во-первых, техника вообще исторически впервые использовалась для религиозных потребностей, а именно в процессе религиозных ритуалов, и соответственно изобреталась для ритуалов. Почему? Потому, что технические эффекты, которые были найдены считались мистическими процессами, так как человек не мог их объяснить, и их относили к силам богов, предков. Поэтому техника не могла использоваться в повседневной деятельности, которая не была такая иррациональной, сакральной.

Данное религиозные объяснение оправдывало технику с позиции ценностей, известно, что религиозно-мифологические знания в них неотделимо ценностное знание. Поэтому то, что есть и то, что должно быть в мифах и религии неотделимо друг от друга. Поэтому если древний человек объяснял техническое явление – волей бога, то он утверждал, что так должно быть. Поэтому, те эффекты, которые использовались в религиозных.. были оправданы с моральной и этической точки зрения. Данная особенность она характерна для человека. Прежде чем применять технику должен найти оправдание, обоснование для достижения результатов. Взять и применить для технической деятельности не нормально – так как это дело случая, поэтому должно быть объяснение.

Хирург Мулдашев, офтальмолог, он открыл некий препарат «Аллоплант» с помощью которого повышается приживляемость органов. Так вот он не мог объяснить почему данный препарат действует и он боялся его применять для трансплантации глаз, но применял его только для кожи и др. Поэтому долгое время не применял, боялся, так как он не находил обоснования успеха, и когда он нашел некое теоритическое обоснование и у него появилась уверенность и операция в итоге прошла успешно. Вот это социально-психологическая особенность имеет дело не только к древней техники, но и к любой, в том числе современной.

В качестве примера древней техники. На острове Пасхи огромные статуи, и древние люди их каким-то образом передвигали, есть разные версии. Одна из них строиться на высказываниях местных жителей – говорили, что они шагают сами. Конечно, они их передвигали, но истолковывали они их мистическим образом, то есть они сами шагают им так удобно. Это статуи их предков, богов. Данную технику специально разработали для передвижения. Передвижение и строительство все было для сакральных целей, и они ее по-другому не использовали, не строили домов. Когда был лес, они жили в деревянных домах, потом они стали жить в землянках.

Другой пример у индейцев применяли бурав для возжигания только религиозного огня, а для чего-то другого (домашнего очага) они не применяли. Они считали его сакральным процессов. Если бы не было такой потребности (сакральной) то такой бурава не возникло.

Др. греки заимствовали письменность у финикийце (справа налево), а грек, а на оборот, потому, что левое - не чистое и надо писать в правую сторону, а не наоборот. Под влиянием религии изменилось и письмо (письменность – техническое

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
19 Kb
Скачали:
0