Однако, в ходе развития отдельных наук происходит отрыв от своей эмпирической базы и наука развивается сугубо теоретически (например, математика), возвращаясь к опыту только в сфере своих практических приложений.
В области обогащения полезных ископаемых эмпирический уровень развития науки достаточно высок.
1.1 История развития науки
Оформление науки в качестве официального института произошло в XVII – начале XVIII века, когда в Европе были образованы первые научные общества и академии и началось издание научных журналов.
До этого момента сохранение и воспроизводство науки как самостоятельного социального образования осуществлялось преимущественно неформальным путем, -путем традиций, передаваемых с помощью книг, переписки, личного общения ученых.
До конца XIX века наука оставалась «малой», занимала в своей сфере небольшое число людей.
В XIX – XX вв. возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой, что приближает науку к современным формам индустриального труда. «Малая» наука превращается в «большую».
До XIX века наука играла вспомогательную роль по отношению к производству. Затем наука в своем развитии начинает опережать развитие техники и производства, складывается единая система – «наука-техника-производство», в которой науке принадлежит ведущая роль.
1.2. Тенденции современного развития науки
«…Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения…» (Маркс-Энгельс).
Это положение может быть выражено в строгой форме экспоненциального закона, характеризующего возрастание некоторых параметров науки, начиная с XVII века. Так, объем научной деятельности удваивается каждые 10-15 лет, что находит выражение в ускорении роста количества научных открытий и научной информации, а также числа людей, занятых в науке. По данным ЮНЕСКО за последние 50 лет (до начала 70-ых годов) ежегодное увеличение числа научных работников составляло 7%, в то время как численность всего населения возрастала лишь на 1,7% (в 70-ых гг. в развитых странах этот показатель уменьшился – т.н. эффект насыщения). В результате сейчас число живущих ученых составляет свыше 90% от общего числа ученых за всю историю науки.
1.3. Организация научно-исследовательской работы в РФ
1.3.1. Академия наук Российской Федерации
В России главным научным центром страны является Академия наук. Кроме того, имеются республиканские и отраслевые – Академия сельскохозяйственных наук, Академия медицинских наук, Академия педагогических наук, Академия художеств и др. Академиями называются также некоторые высшие учебные заведения.
В состав АН РФ входят члены-корреспонденты, академики и иностранные члены.
Основные задачи АН РФ:
- развитие фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук;
- осуществление перспективных научных исследований непосредственно связанных с потребностями производства;
- выявление принципиально новых возможностей технического прогресса.
АН РФ осуществляет общее научное руководство исследованиями по важнейшим проблемам естественных и общественных наук.
АН является комплексным научным учреждением с мощной исследовательской базой (институты, лаборатории, научные станции и др.), ведущими исследования по основным проблемам современной науки и координирующими усилия других научных учреждений при решении этих проблем.
1.3.2. Научно-исследовательские институты (НИИ)
Это учреждения, созданные специально для организации и проведения научных исследований и разработок. НИИ в современном понимании этого слова стали возникать на рубеже XIX-XX вв. в связи с необходимостью новых организационных форм исследовательской работы, обусловленных процессами дифференциации и интеграции науки, появлением новых научных проблем, решение которых требовало коллективного труда ученых многих специальностей.
В рамках НИИ стали возможными углубленная специализация исследований, сотрудничество ученых, занятых в различных отраслях конкретной науки. Эти преимущества сделали к середине XX века учреждения типа НИИ преобладающей формой организации научной работы, основной единицей в системе организации научной деятельности большинства стран, в том числе и в РФ.
Различаются академические и отраслевые НИИ. Пример первого- ИГД АН РФ, пример второго – АО «Механобр» (это комплексный институт, включающий структуры, занимающиеся научными, опытно-конструкторскими и проектными разработками).
1.3.3. Вузовская наука
Всемерное развитие Вузовской науки есть основа улучшения качества подготовки специалистов, важный резерв ускорения научно-технического прогресса.
Следует более активно использовать преимущества высшей школы, прежде всего, концентрацию в учебных заведениях страны ученых различного профиля.
Существенную роль в проведении научных исследований в ВУЗах играет НИРС (научно-исследовательская работа студентов).
50 % всех ученых со степенями работает в ВУЗах, что позволяет проводить
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.