сочетаемость — все это имеет различные варианты воплощения. В своей совокупности именно из приемов обучения складываются методы обучения, из них —*.технологии обучения, а из последних М процесс обучения.
Прием обучения — не самая маленькая его ячейка, это как бы дидактическая молекула. Есть еще и дидактические атомы, такую роль играют учебные действия, из которых складываются приемы обучения и другие процессуальные образования.
Однако сам метод, составляющие его приемы и действия существуют не сами по себе, а в результате взаимодействия субъектов обучения, в простейшем случае — учителя и ученика. Поэтому рассмотрение структуры и динамики метода включает в себя рассмотрение вариантов самопроявления субъектами обучения в происходящем методе. То, что «происходящий» метод «живой», обусловлено жизнедеятельностью субъектов обучения. Впрочем, справедливо и обратное: именно метод позволяет действовать субъектам обучения, без него они бы не смогли выполнять никакого образовательного движения.
Связка «метод — прием — действие» образует структурную основу «происходящего» метода обучения и обеспечивает возможность его исследования, проектирования и применения. Разработка методики управления происходящим методом обучения — задача предстоящих исследований в дидактике и методике ситуативного обучения.
Классификации методов обучения. Роль методов в обучении определяется их видами и функциями. Поэтому значимой дидактической проблемой выступает классификация методов обучения. Единой классификации методов обучения не существует; в то же время рассмотрение различных подходов к разделению методов обучения на группы является основанием для их систематизации в качестве дидактического инструментария.
Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнения, самостоятельная работа, вопросы), а также методы их совместной работы (беседа).
По источнику «передачи знаний» выделяют словесные, наглядные и практические методы:
словесные методы: рассказ, объяснение, беседа (вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; индивидуальная и фронтальная; собеседование), дискуссия, лекция; работа с учебником (конспектирование, составление плана, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование);
наглядные методы: методы иллюстрации (плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов), демонстрации (опытов, телепередач, видеофильмов, диафильмов, кодопозитивов, компьютерных программ);
практические методы: упражнения (устные, письменные, графические, воспроизводящие, тренировочные, комментированные, учебно-трудовые), лабораторные работы, практические работы, дидактические игры.
В свое время И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин[1] взяли за основание своей классификации методов обучения возрастание степени самостоятельности учащихся и предложили следующие типы методов обучения:
1) объяснительно-иллюстрированный (или информационно-рецептивный) — учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают;
2) репродуктивный — ученик выполняет действия по образцу учителя;
3) проблемного изложения — учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания;
4) частично-поисковый (или эвристический) — учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем;
5) исследовательский — поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем.
Создатели приведенной классификации отмечали, что деление методов на продуктивные и репродуктивные носит достаточно условный характер, поскольку любой акт творческой деятельности невозможен без репродуктивной работы. Предложенная ими классификация методов обучения вызвала замечания со стороны ряда других исследователей (Б.П. Есипов, Т.А. Ильина, М.М. Левина), которые критиковали указанную классификацию за переоценку роли и удельного веса поисковой работы учащихся. Заметим, что с современных позиций и ориентиров модернизации
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.