Краеведение: предмет, цели и задачи. Краеведение — основа воспитания патриотизма. Методы краеведческих исследований

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Внеклассная краеведческая работа в школе: содержание и формы работы. Внекл. краевед. составляет часть учебно-воспит. работы школы, предусмотренную школьными программами.. Во внекл. работе школьники принимают участие добровольно в зависимости от интереса. Внекл. работа способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Она расширяет кругозор учащихся, совершенствует их умения самостоятельно получать знания, способствует форм-ю творческого мышления, познават. интереса, наблюдательности, вырабатывает умения и навыки практич-го применения полученных знаний в жизни. В основе внеклассного краеведения лежит принцип исследования.  Две формы внеклассного краеведения: общешкольная работа и краеведческий кружок. Общешкольная работа тесно связана с работой кружка и, как правило, возникает на его базе. Об. Кр. работу следует начать с создания актива штаба или совета краеведов. В состав совета входят представители всех классов (6-11), зам.директора по воспитат работе и учитель, ответствен за краевед работу в школе. В каждом классе создается экспедиционный отряд. Отряд получает задание. Для задания необходим план работы. Подготовка к исследованию: изучение школьниками картографич и литератур материалов, подготовка картографич основы, на ктю будут наносится объекты изучения, составление плана описания объекта, подготовка оборудования, определения сроков выходов в природу, на предприятие и т.д. Проведение исследований: экскурсии, походы, стационарные наблюдения и т.д. Полученные рез-ты оформляют в соответствии с составленным планом. Для повышения интереса учащихся к краев. работе в школе объявляют соревнования м\д экспедиционными отрядами. Итоги подводят раз в год в октябре. Краеведческий кружок – групповой вид внекл. занятий, создается по желанию учащихся и базируется на знаниях полученных на уроках. Дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным  составом учеников. В наст вр в школах получили развитие кружки 2х видов: географо-краеведческие – комплекс краеведческого материала и тематические – по предметам (историко-краеведческие, литературно-краеведческие и др.)

Порядок организации кружка: 1) вводное (установочное) занятие, 2) самостоятельная работа кружковцев (доклады, экскурсии, работа в музеях,  архивах, наблюдения на стационаре и др.) 3) выпуск информационных газет, камеральная обработка материалов, оформление выставки, 4) отчетное (итоговое) мероприятие – вечер, конференция. Формы внеклассной работы

1)  Экскурсии – коллективное посещение природных объектов, достопримечательных мест, промышленных и с\х предприятий, музеев и др. учреждений. 3 этапа организации экскурсии: подготовка, проведение, оформление. Проведение экскурсии делится на 2 части: информационную (рассказ учителя, или экскурсовода) и рабочую (исследовательская и регистрационная дея-ть уч-хся – сбор материала, составление коллекций, фотографирование. Зарисовки, ведение полевого дневника).

2)  Туристические походыпродолжительные пешие переходы на большие расстояния. Походы делятся на однодневные и многодневные. Каждый поход должен иметь 3 цели: 1) познавательная – знакомство с достопримечательностями по маршруту, ведение исследований, наблюдения, 2) общественно-полезная цель – сбор краеведческого материала, выполнение заданий, 3) оздоровительная.

3) Туристский краеведческий слет – общешкольная форма краевед ческой работы. Участвуют отряды всей школы, основная цель – проверить подготовку учащихся. Примерная программа слета: 1) открытие слета – парад участников, 2) соревнование по ориентированию, 3) эстафета, 4) смотр-конкурс на лучшее состояние бивуака, 5) конкурс поваров, 6) оказание первой помощи, 7)конкурс краеведов 8) лучшее исполнение туристкой песни, 9) конкурс рисунков.


16. Организация и проведение краеведческих походов и экскурсий по родному краю.  Краеведческий поход.  В походах воспитывается наблюдательность, самостоятельность, выносливость, смелость, любовь к родному краю. Однодневные (чаще в течении года) и многодневные походы (в каникулы

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Краеведение
Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
106 Kb
Скачали:
0