Далее характеризуется финансовый результат по видам деятельности предприятия. Аналитическую таблицу для анализа можно построить аналогично таблице 7.3.
Таблица 7.3 – Состав и структура финансовых результатов по видам деятельности
Показатели |
Базовый год |
Отчетный год |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
|||
Сумма, тыс. руб. |
Удель ный вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Удель ный вес, %, |
Сумма, тыс. руб. |
Удель ный вес, % |
||
1 Прибыль (убыток) по обычным видам деятельности |
33062 |
140,2 |
26751 |
138,1 |
-6311 |
-2,1 |
80,9 |
2 Прибыль (убыток) по прочим видам деятельности |
-9476 |
-40,2 |
-7378 |
-38,1 |
2098 |
+2,1 |
77,9 |
Итого прибыль (убыток) до налогообложения |
23586 |
100,0 |
19373 |
100,0 |
-4213 |
- |
82,1 |
Как видно из данных таблицы 7.3, прибыль до налогообложения в рассматриваемом периоде снижается с 23586 тыс. руб. до 19373 тыс. руб. или на 17,9%. Причем предприятие за счет прибыли по обычным видам деятельности перекрывает убыток, который формируется по прочей деятельности. В базовом году за счет убытка по прочей деятельности было потеряно 40,2% прибыли до налогообложения, в отчетном году – 38,1%.
Следующим этапом анализа строится уплотненный отчет о прибылях и убытках. В уплотненном отчете о прибылях и убытках отражается обобщенная информация о формировании чистой прибыли
Пример построения уплотненного отчета о прибылях и убытках рассмотрим на примере таблицы 7.4
Таблица 7.4 – Уплотненный аналитический отчет о прибылях и убытках
Показатели |
Базовый год |
Отчетный год |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
|||
Сумма, тыс. руб. |
Удель ный вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Удель ный вес, %, |
Сумма, тыс. руб. |
Удель ный вес, % |
||
1 Прибыль от продаж |
33062 |
140,2 |
26751 |
138,1 |
-6311 |
-2,1 |
80,9 |
2 Прибыль до налогообложения |
23586 |
100,0 |
19373 |
100,0 |
-4213 |
- |
82,1 |
3 Отложенные налоговые активы |
279 |
1,2 |
- |
- |
279 |
-1,2 |
0,0 |
4 Отложенные налоговые обязательства |
67 |
0,3 |
332 |
0,2 |
-265 |
-0,1 |
495,5 |
5 Текущий налог на прибыль |
9035 |
38,3 |
6163 |
31,8 |
-2855 |
-6,5 |
68,3 |
6 Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
14205 |
60,2 |
12878 |
66,5 |
-1327 |
6,3 |
90,7 |
В отчетном году прибыль до налогообложения снизилась на 17,9 %, чистая прибыль – на 9,3% по сравнению с базовым годом. Прибыль от продажи продукции полностью формирует прибыль до налогообложения и покрывает убытки за счет прочей деятельности.
Наиболее существенной частью прибыли до налогообложения является прибыль от продаж, поэтому далее особое внимание уделяется анализу ее формирования.
7.2 Факторный анализ прибыли от продаж
Объектом особого внимания в организации является прибыль от продажи продукции (работ, услуг).
Проведение факторного анализа прибыли от продаж позволяет:
- оценить резервы повышения эффективности производства;
- наметить управленческие решения по использованию производственных факторов.
Для этого анализа используются методы горизонтального и вертикального анализа, рассчитываются финансовые коэффициенты - рентабельность продаж (по прибыли от продаж), коэффициент валовой прибыли, изучаются факторы, повлиявшие на изменение прибыли от продаж.
В анализе можно использовать разные варианты аналитических моделей и соответственно разные варианты построения аналитических таблиц, позволяющих реализовать цели анализа.
Можно использовать аналитическую модель следующего вида:
, (7.1)
где -выручка от продаж, тыс. руб.;
-себестоимость проданных товаров, тыс. руб.;
-коммерческие расходы, тыс. руб.;
-управленческие расходы, тыс. руб.
Выполнить этот анализ можно на основании аналитической таблицы 7.5.
Таблица 7.5 - Показатели формирования прибыли от продаж ООО
«Хлебопродукт»
Показатели |
Базовый год |
Отчетный год |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
|||
Сумма, тыс. руб. |
Удель ный вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Удель ный вес, %, |
Сумма, тыс. руб. |
Удель ный вес, % |
||
1 Выручка от продаж |
209395 |
100,0 |
290709 |
100,0 |
81314 |
0,00 |
138,8 |
2 Себестоимость проданных товаров |
170662 |
81,50 |
236450 |
81,34 |
65788 |
-0,16 |
138,5 |
3 Валовая прибыль |
38733 |
18,50 |
54259 |
18,66 |
15526 |
0,16 |
140,1 |
4 Коммерческие расходы |
5671 |
2,70 |
6147 |
2,11 |
476 |
-0,59 |
108,4 |
5 Управленческие расходы |
- |
- |
21361 |
7,35 |
21361 |
7,35 |
- |
6 Прибыль от продаж |
33062 |
15,80 |
26751 |
9,20 |
-6311 |
-6,59 |
80,9 |
Поскольку модель (7.1) аддитивная, влияние каждого фактора на результирующий показатель равно изменению этого фактора, т.е. влияние выручки от продаж можно определить по формуле:
; (7.2)
где -изменение прибыли от продаж за счет выручки от продаж, тыс. руб.;
-изменение выручки от продаж, тыс. руб.
На основании формулы (7.2) и таблицы 7.5 видно, что:
=81314(тыс. руб.)
Т.е. за счет роста выручки от продаж, прибыль увеличилась на 81314 тыс. руб.
Влияние фактора себестоимость проданных товаров на прибыль от продаж определяется по формуле (7.3):
=; (7.3)
где -изменение прибыли от продаж за счет себестоимости проданных товаров, тыс. руб.;
-изменение себестоимости проданных товаров, тыс. руб.
На основании формулы (7.3) и таблицы 7.5 определим влияние себестоимости:
=-65788(тыс. руб.)
Из расчета видно, что за счет роста себестоимости проданных товаров прибыль снизилась на 65788 тыс. руб.
Влияние фактора коммерческие расходы на прибыль от продаж определяется по формуле (7.4):
=; (7.4)
где -изменение прибыли от продаж за счет коммерческих расходов, тыс. руб.;
-изменение коммерческих расходов, тыс. руб.
На основании формулы (7.4) и таблицы 7.5 определим влияние коммерческих расходов:
=-476(тыс. руб.)
За счет роста коммерческих расходов прибыль от продаж снизилась на 476 тыс. руб.
Влияние фактора управленческие расходы на прибыль от продаж определяется по формуле (7.5):
=; (7.5)
где -изменение прибыли от продаж за счет управленческих расходов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.