1.МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ.
1.1 Значение, задачи и источники анализа товарных запасов.
Товарные запасы - часть оборотного капитала, однако в экономическом анализе торговых организаций товарные запасы рассматриваются обособленно. Чтобы комплексно проанализировать товародвижение, анализ товарных запасов принято проводить во взаимоувязке с анализом товарооборота.
Рыночная экономика требует от предпринимателя использовать товарные запасы наиболее эффективно, оптимизировать товарные потоки. И предпринимателям далеко не всегда это удается. При отсутствии отказов в предложении товаров производителями, во многих организациях торговли в отдельные промежутки времени наблюдается дефицит товаров (недостаточное предложение товаров покупателям) и (или) затоваривание (избыток товаров в сравнении с платежеспособным спросом). Покупатель может не обнаружить интересующий товар на прилавке не по причине дефицита производства и предложения его предприятиям розничной торговли, а по причине недооценки работниками розничного звена потребностей товарного обеспечения. Можно привести множество примеров, когда на предприятии требуется применение анализа товарооборота и товарных запасов и когда такой анализ не применяется по субъективным причинам, что, разумеется, лишает предприятие дополнительной выручки и дохода, поэтому анализ товарных запасов актуален и практически значим.
Товарные запасы — это количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату (п. 127 стандарта «Торговля»).
Анализ товарных запасов проводят с их подразделением по месту нахождения, по назначению, товарному составу.
По месту нахождения различают товары:
1. в пути (по акцептованным и оплаченным счетам);
2. на базах и складах;
3. на предприятиях розничной торговли;
4. в овощехранилищах;
5. отгруженные (не оплаченные покупателями);
6. на ответственном хранении у покупателей.
Поскольку нахождение товаров в пути и товары отгруженные -промежуточный этап между хранением и передачей товаров покупателям, они занимают незначительные величины в обороте. Наибольший удельный вес занимают товарные запасы на базах и складах, на предприятиях розничной торговли.
Увеличение товаров отгруженных свидетельствует об отвлечении их из оборота с увеличением задолженности покупателя на период оплаты.
Товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей, отрицательно характеризуют процесс товародвижения, поскольку ими считаются незаказанные покупателем товары либо товары несоответствующего ассортимента, качества. Товары, принятые на ответственное хранение, как правило, возвращаются поставщику, поэтому наличие таких товаров свидетельствует о нарушениях условий и договоров поставки. У покупателей они отражаются на забалансовых счетах.
По назначению товарные запасы подразделяют на запасы:
1. текущего хранения;
2. сезонного накопления;
3. досрочного завоза.
Запасы текущего хранения предназначены для текущей реализации при стабильных поставках. Их размер определяется количеством продаж и периодичностью поставок.
Запасы сезонного накопления формируются по товарам сезонного производства при регулярном спросе, а также по товарам сезонного спроса, производство которых не зависит от сезона, а спрос определяется временем года.
Запасы товаров досрочного завоза формируют предприятия, находящиеся в труднодоступных регионах, так как завоз в эти регионы ограничен во времени, нерегулярен.
По товарному составу товарные запасы делят по товарным группам, классам, видам, наименованиям. Для учета и анализа товаров по группам можно воспользоваться формой № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» статистической отчетности, введенной инструкцией по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата от 30 ноября 2001 г. № 89. Для заполнения сведений о розничной продаже и запасах раздела 3 формы № П-1 указанной инструкцией предусмотрен перечень из 33 групп продовольственных и 31 группы непродовольственных товаров. Для заполнения сведений об оптовой продаже и запасах раздела 3 формы № П-1 предусмотрено 27 групп продовольственных и 47 групп непродовольственных товаров.
В анализе запасов по товарному составу изучают объем, удельный вес, значимость каждой товарной группы, класса, вида, наименования, а также изучают динамику товарного состава по сумме и значимости в обороте, выявляют наиболее значимые и незначительные группы товаров по их сумме и удельному весу в обороте, определяют обеспеченность товарными запасами по группам, видам, наименованию товаров, проверяют соответствие товарных запасов установленному на предприятии нормативу.
Норматив товарных запасов — это оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат.
Сверхнормативные товарные запасы образуются в результате завоза товаров в количестве, превышающем платежеспособный спрос, поступлений товаров ненадлежащего ассортимента и качества, нарушений условий хранения товаров, вследствие чего утрачивается их товарный вид, ухудшается качество.
Перед анализом товарных запасов ставятся следующие основные задачи:
1. установить степень соответствия товарных запасов нормативам по сумме и в днях оборота;
2. выявить изменения, произошедшие в общем объеме и структуре товарных запасов, и установить их причины;
3. оценить соответствие товарных запасов спросу населения;
4. выявить причины образования сверхнормативных товарных запасов и запасов ниже нормы;
5. на основе проведенного анализа рекомендовать мероприятия по ликвидации сверхнормативных запасов и пополнения запасов до норматива;
6. определить рациональный порядок распределения товарных запасов между подразделениями организации;
7. рассчитать влияние основных факторов на изменение и эффективность
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.