Цель работы - приобретение практических навыков оценки математического ожидания по заданной выборке случайной величины.
Для проверки гипотезы о нормальном характере распределения используют критерий «Хи квадрат» К. Пирсона (лабораторная работа №4).
Распределение «хи квадрат»К. Пирсона
Пусть
- нормальные
независимые случайные величины, причем математическое ожидание каждой из них
равно нулю, а среднее квадратическое отклонение – единице. Тогда сумма
квадратов этих величин распределена по закону
(«хи квадрат»)
с
степенями
свободы; если же эти величины связаны одним линейным соотношением, например
, то число
степеней свободы равно
.
Плотность
этого распределения 0,
при
при
где
-гамма-функция,
в частности
Отсюда
видно, что распределение определяется
одним параметром – числом степеней свободы
.
С увеличением числа степеней свободы распределение медленно приближается к нормальному распределению.
Распределение Стьюдента
Пусть X1,..., Xn
– независимые случайные величины, одинаково нормально распределённые, причем ,
, где а и
s > 0. Тогда отношение
подчиняется
закону Стьюдента с
степенями
свободы
(здесь и
).
|
Плотность распределения Стьюдента по сравнению с плотностью стандартного нормального распределения. |
Это свойство было впервые (в 1908г.) использовано для решения важной задачи классической теории ошибок У. Госсетом (Англия), писавшим под псевдонимом Стьюдент (Student). Суть этой задачи заключается в проверке гипотезы: а = a0 (a0 = заданное число, дисперсия s2 предполагается неизвестной).
Гипотезу а =a0
считают не противоречащей результатам наблюдений X1,..., Xn,
если справедливо неравенство , в противном
случае гипотеза а = а0 отвергается (так называемый
критерий Стьюдента). Критическое значение t = tn-1(a) представляет собой решение уравнения Sn-1(t)
= 1 –
,
a
— заданный уровень значимости (0 < a <
).
Если проверяемая гипотеза а = а0 верна, то критерий
Стьюдента, соответствующий критическому значению tn–1(a), может её
ошибочно отвергнуть с вероятностью а.
Свойства распределения Стьюдента:
1.
Симметричность.
Если случайная величина имеет
распределение Стьюдента
с
степенями свободы, то и
имеет
такое же распределение.
2.
Асимптотическая нормальность.
Распределение Стьюдента слабо
сходится к стандартному нормальному распределению при
.
Оценкой
математического ожидания нормально распределенной случайной величины является
выборочное среднее ,
выборочную дисперсию вычисляют по формуле
(лабораторная
работа №2).
Найдя среднее квадратичное отклонение выборки , можно легко
рассчитать другую величину, разделив
на
корень квадратный из числа наблюдений
.
Величина представляет
оценку стандартной ошибки, которую иногда называют просто стандартной ошибкой
среднего, или стандартным отклонением.
Чтобы проверить, подтверждает ли выборочное среднее предположительное
значение математического ожидания
,
рассмотрим величину модуля разности
.
Поскольку
будет сильно
меняться от выборки к выборке, разумно взять отношение
к некоторой
мере разброса. Выбрав в качестве таковой стандартную ошибку среднего, вычислим
статистику
.
Большие значения бросают
тень на гипотезу, что
-
правильное математическое ожидание.
Для осуществления проверки нужно решить, попадает ли значение в критическую
область. Для этого прибегают к помощи таблиц. Эти таблицы также зависят от
числа степеней свободы.
В таблице значение -
заданная надежность; (1 - a) - доверительная вероятность, где a, 0 < a < 1, - уровень
значимости при проверке гипотез.
Пусть = a -
неизвестная величина, а дисперсия известна. Сформируем гипотезу
по заданному
числу
. Если
, которым мы
пользуемся при расчете
-статистики,
есть истинное
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.