Цель работы - приобретение практических навыков оценки математического ожидания по заданной выборке случайной величины.
Для проверки гипотезы о нормальном характере распределения используют критерий «Хи квадрат» К. Пирсона (лабораторная работа №4).
Распределение «хи квадрат»К. Пирсона
 Пусть
Пусть
 - нормальные
независимые случайные величины, причем математическое ожидание каждой из них
равно нулю, а среднее квадратическое отклонение – единице. Тогда сумма
квадратов этих величин распределена по закону
- нормальные
независимые случайные величины, причем математическое ожидание каждой из них
равно нулю, а среднее квадратическое отклонение – единице. Тогда сумма
квадратов этих величин распределена по закону  («хи квадрат»)
(«хи квадрат»)  с
 с  степенями
свободы; если же эти величины связаны одним линейным соотношением, например
 степенями
свободы; если же эти величины связаны одним линейным соотношением, например  , то число
степеней свободы равно
, то число
степеней свободы равно  .
.
Плотность
этого распределения  0,
при
    0,
при 
 при
при 
где
 -гамма-функция,
в частности
-гамма-функция,
в частности

Отсюда
видно, что распределение  определяется
одним параметром – числом степеней свободы
определяется
одним параметром – числом степеней свободы  .
.
С увеличением числа степеней свободы распределение медленно приближается к нормальному распределению.
Распределение Стьюдента
Пусть X1,..., Xn
– независимые случайные величины, одинаково нормально распределённые, причем  ,
,  , где а и
s > 0. Тогда отношение
, где а и
s > 0. Тогда отношение  подчиняется
закону Стьюдента с
подчиняется
закону Стьюдента с  степенями
свободы
 степенями
свободы
(здесь  и
и  ).
). 
| 
 | Плотность распределения Стьюдента по сравнению с плотностью стандартного нормального распределения. | 
Это свойство было впервые (в 1908г.) использовано для решения важной задачи классической теории ошибок У. Госсетом (Англия), писавшим под псевдонимом Стьюдент (Student). Суть этой задачи заключается в проверке гипотезы: а = a0 (a0 = заданное число, дисперсия s2 предполагается неизвестной).
Гипотезу а =a0
считают не противоречащей результатам наблюдений X1,..., Xn,
если справедливо неравенство  , в противном
случае гипотеза а = а0 отвергается (так называемый
критерий Стьюдента). Критическое значение t = tn-1(a) представляет собой решение уравнения Sn-1(t)
= 1 –
, в противном
случае гипотеза а = а0 отвергается (так называемый
критерий Стьюдента). Критическое значение t = tn-1(a) представляет собой решение уравнения Sn-1(t)
= 1 – ,
, a
— заданный уровень значимости (0 < a <
a
— заданный уровень значимости (0 < a <  ).
Если проверяемая гипотеза а = а0 верна, то критерий
Стьюдента, соответствующий критическому значению tn–1(a), может её
ошибочно отвергнуть с вероятностью а.
).
Если проверяемая гипотеза а = а0 верна, то критерий
Стьюдента, соответствующий критическому значению tn–1(a), может её
ошибочно отвергнуть с вероятностью а.
Свойства распределения Стьюдента:
1.
Симметричность.
Если случайная величина  имеет
распределение Стьюдента
имеет
распределение Стьюдента  с
с
 степенями свободы, то и
степенями свободы, то и  имеет
такое же распределение.
имеет
такое же распределение. 
2.
Асимптотическая нормальность.
Распределение Стьюдента  слабо
сходится к стандартному нормальному распределению при
слабо
сходится к стандартному нормальному распределению при  .
. 
Оценкой
математического ожидания нормально распределенной случайной величины является
выборочное среднее  ,
выборочную дисперсию вычисляют по формуле
,
выборочную дисперсию вычисляют по формуле  (лабораторная
работа №2).
 (лабораторная
работа №2).
Найдя среднее квадратичное отклонение выборки  , можно легко
рассчитать другую величину, разделив
, можно легко
рассчитать другую величину, разделив  на
корень квадратный из числа наблюдений
 на
корень квадратный из числа наблюдений  .
. 
Величина  представляет
оценку стандартной ошибки, которую иногда называют просто стандартной ошибкой
среднего, или стандартным отклонением.
 представляет
оценку стандартной ошибки, которую иногда называют просто стандартной ошибкой
среднего, или стандартным отклонением.
Чтобы проверить, подтверждает ли выборочное среднее  предположительное
значение математического ожидания
предположительное
значение математического ожидания  ,
рассмотрим величину модуля разности
,
рассмотрим величину модуля разности  .
Поскольку
.
Поскольку  будет сильно
меняться от выборки к выборке, разумно взять отношение
будет сильно
меняться от выборки к выборке, разумно взять отношение  к некоторой
мере разброса. Выбрав в качестве таковой стандартную ошибку среднего, вычислим
статистику
 к некоторой
мере разброса. Выбрав в качестве таковой стандартную ошибку среднего, вычислим
статистику  .
.
Большие значения  бросают
тень на гипотезу, что
 бросают
тень на гипотезу, что  -
правильное математическое ожидание.
 -
правильное математическое ожидание.
Для осуществления проверки нужно решить, попадает ли значение  в критическую
область. Для этого прибегают к помощи таблиц. Эти таблицы также зависят от
числа степеней свободы.
 в критическую
область. Для этого прибегают к помощи таблиц. Эти таблицы также зависят от
числа степеней свободы.  
 является
фиксирование
 является
фиксирование  в
 в  -статистике.
Если
-статистике.
Если  фиксировано,
фиксирована и сумма, и если мы знаем значения
фиксировано,
фиксирована и сумма, и если мы знаем значения  наблюдений, мы
можем вычислить одно оставшееся, вычитая их сумму из полной суммы. Таким
образом, мы приписывает
 наблюдений, мы
можем вычислить одно оставшееся, вычитая их сумму из полной суммы. Таким
образом, мы приписывает  число
степеней свободы
 число
степеней свободы  .
. на
установленных уровнях для указанных степеней свободы.
 на
установленных уровнях для указанных степеней свободы.В таблице значение  -
заданная надежность; (1 - a) - доверительная вероятность, где a, 0 < a < 1, - уровень
значимости при проверке гипотез.
-
заданная надежность; (1 - a) - доверительная вероятность, где a, 0 < a < 1, - уровень
значимости при проверке гипотез.
Пусть  = a -
неизвестная величина, а дисперсия известна. Сформируем гипотезу
= a -
неизвестная величина, а дисперсия известна. Сформируем гипотезу  по заданному
числу
по заданному
числу  . Если
. Если  , которым мы
пользуемся при расчете
, которым мы
пользуемся при расчете  -статистики,
есть истинное
 -статистики,
есть истинное
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.