Цель работы - приобретение практических навыков оценки математического ожидания по заданной выборке случайной величины.
Для проверки гипотезы о нормальном характере распределения используют критерий «Хи квадрат» К. Пирсона (лабораторная работа №4).
Распределение «хи квадрат»К. Пирсона
Пусть - нормальные независимые случайные величины, причем математическое ожидание каждой из них равно нулю, а среднее квадратическое отклонение – единице. Тогда сумма квадратов этих величин распределена по закону («хи квадрат») с степенями свободы; если же эти величины связаны одним линейным соотношением, например , то число степеней свободы равно .
Плотность этого распределения 0, при
при
где -гамма-функция, в частности
Отсюда видно, что распределение определяется одним параметром – числом степеней свободы .
С увеличением числа степеней свободы распределение медленно приближается к нормальному распределению.
Распределение Стьюдента
Пусть X1,..., Xn – независимые случайные величины, одинаково нормально распределённые, причем , , где а и s > 0. Тогда отношение подчиняется закону Стьюдента с степенями свободы
(здесь и ).
Плотность распределения Стьюдента по сравнению с плотностью стандартного нормального распределения. |
Это свойство было впервые (в 1908г.) использовано для решения важной задачи классической теории ошибок У. Госсетом (Англия), писавшим под псевдонимом Стьюдент (Student). Суть этой задачи заключается в проверке гипотезы: а = a0 (a0 = заданное число, дисперсия s2 предполагается неизвестной).
Гипотезу а =a0 считают не противоречащей результатам наблюдений X1,..., Xn, если справедливо неравенство , в противном случае гипотеза а = а0 отвергается (так называемый критерий Стьюдента). Критическое значение t = tn-1(a) представляет собой решение уравнения Sn-1(t) = 1 –,a — заданный уровень значимости (0 < a < ). Если проверяемая гипотеза а = а0 верна, то критерий Стьюдента, соответствующий критическому значению tn–1(a), может её ошибочно отвергнуть с вероятностью а.
Свойства распределения Стьюдента:
1.
Симметричность.
Если случайная величина имеет распределение Стьюдента с степенями свободы, то и имеет такое же распределение.
2.
Асимптотическая нормальность.
Распределение Стьюдента слабо сходится к стандартному нормальному распределению при .
Оценкой математического ожидания нормально распределенной случайной величины является выборочное среднее , выборочную дисперсию вычисляют по формуле (лабораторная работа №2).
Найдя среднее квадратичное отклонение выборки , можно легко рассчитать другую величину, разделив на корень квадратный из числа наблюдений .
Величина представляет оценку стандартной ошибки, которую иногда называют просто стандартной ошибкой среднего, или стандартным отклонением.
Чтобы проверить, подтверждает ли выборочное среднее предположительное значение математического ожидания , рассмотрим величину модуля разности . Поскольку будет сильно меняться от выборки к выборке, разумно взять отношение к некоторой мере разброса. Выбрав в качестве таковой стандартную ошибку среднего, вычислим статистику .
Большие значения бросают тень на гипотезу, что - правильное математическое ожидание.
Для осуществления проверки нужно решить, попадает ли значение в критическую область. Для этого прибегают к помощи таблиц. Эти таблицы также зависят от числа степеней свободы.
В таблице значение - заданная надежность; (1 - a) - доверительная вероятность, где a, 0 < a < 1, - уровень значимости при проверке гипотез.
Пусть = a - неизвестная величина, а дисперсия известна. Сформируем гипотезу по заданному числу . Если , которым мы пользуемся при расчете -статистики, есть истинное
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.