Перед передачей якоря на сборку проверяют сопротивление его изоляции, которое должно быть не менее 0,6 МОм, а также проводятся испытания на междувитковое замыкание и электрической прочности изоляции. Для проверки обмотки якоря на междувитковое замыкание можно использовать стенд для проверки с седлообразным электромагнитом. Этот стенд показан в графической части на листе 3. Он имеет два полюсных наконечника 1. Электромагнит крепится на опорной конструкции 4. На роликах 3 этой конструкции устанавливают испытуемый якорь . Катушка 2электромагнита питается от генератора переменного тока 7
и создает переменный поток Ф, пронизывающий якорь. При наличии в якоре короткозамкнутой секции С в ней индуктируется ток и создастся поток Фп, замыкающийся через пазы, в которых находятся стороны секции. Замыкая поочередно соседние зубцы щупом 5, который подключен к миллиамперметру 6, обнаруживают короткозамкнутую секцию.Во время проверки якорь легко проворачивается на роликах 3 от руки. При настройке установки используют винт 8, с помощью которого придвигают полюсные наконечники 1, то есть регулируют установку полюсных наконечников по высоте и зазор между якорем и полюсными наконечниками. Электромагнит позволяет точно найти короткозамкнутую секцию. Для питания электромагнита требуются генератор повышенной частоты 500 – 1000 Гц, так как при питании от напряжения промышленной частоты 50 Гц слишком мала э. д. с., индуктируемая в короткозамкнутых секциях.
При обнаружении межвиткового замыкания миллиамперметр не покажет наличие тока, а при исправном состоянии миллиамперметр покажет наличие тока в пределах от 15 до 45 А.
Наиболее сложный ремонт якоря связан с повреждениями его обмотки или коллектора, требующими перемотки якоря. Ремонт обмотки без перемотки якоря возможен только при повреждении верхних проводов верхней стороны секций. Для исправления этих повреждений снимают бандажи и вскрывают паз, в котором лежит поврежденная секция, снимают с последней поврежденную и накладывают новую изоляцию. В случае повреждения меди обмотки (пережог или обрыв) вырезают поврежденную часть провода, вместо неё вставляют новый кусок и соединяют по концам хомутиками с последующей пайкой. При повреждении проводников секций, лежащих под верхним рядом проводов, приходится в зависимости от характера повреждения делать частичную или полную перемотку якоря. После ремонта необходимо укрепить обмотку на якоря.
Для укрепления обмотки на якоре применяют ленточные бандажи и пазовые клинья. Лобовые части обмоток всегда бандажируют, пазовые части укрепляют бандажами или клиньями. Последний способ более надежен, не связан с добавочными потерями в бандажах от вихревых токов, клинья лучше защищают обмотку от механических повреждений. Преимуществом бандажировки является меньшая трудоемкость, особенно по сравнению с ручной закладкой клиньев
Станок для намотки бандажей показан в графической части на листе 3.Якорь устанавливают между патроном 4 и бабкой 3 бандажировочного станка и приводят во вращение от электродвигателя 16 при помощи ременной передачи 1, редуктора 6 и патрона 4. Бандажная лента сматывается с барабана 10, проходит ролики 9, динамометрический ролик 1. Натяжение бандажной ленты измеряется пружинным динамометром в измерительном устройстве 2 и регулируется силой прижатия друг к другу элементов фрикционной пары 11. Станки имеют специальный механизм пуска и тормоза, обеспечивающий постоянство натяжения проволоки на якоре, как при его вращении, так и при остановке, также есть переключатель скоростей вращения патрона. Барабан с бандажной лентой передвигается вдоль якоря при помощи механизма подачи 8, который в свою очередь перемещается по винту 7. Все эти сборочные единицы закреплены опорной конструкции 12 и приводятся в действие от пускателя 13. В процессе обмотки якорь бандажируют дважды. Первую (временную) бандажировку производят сразу же после укладки секций в пазы для их осадки и предупреждения разбухания во время нагрева и пропитки.
Постоянные бандажи укладывают на якорь перед второй (окончательной) пропиткой. Сила натяжения бандажной ленты должна составлять 130 – 150 Н. Бандажировку под осадку секций начинают с середины пазовой части якоря. Бандажную ленту укладывают внахлест. Сначала бандажируют пазовую, а затем и лобовую части обмотки со стороны коллектора. Затем, не обрезая ленту, возвращаются на пазовую часть, производят бандажировку второй ее половины и переходят на лобовую часть со стороны, противоположной коллектору. Под последние витки закладывают скобочку из жести для закрепления бандажа. Укладку постоянных бандажей начинают с задней лобовой части и ведут по направлению к коллектору. Для крепления бандажей ставят замковые скобочки из жести. Переходы от одного бандажа к другому выполняют, не обрезая ленту.
Для клинового крепления обмотки применяют текстолитовые клинья толщиной 5—6 мм. Клинья в пазы забивают пневматическим молотком. Для облегчения посадки клинья предварительно натирают парафином, а под них укладывают полоски прессшпана ЭВ толщиной 0,5 мм. Клиновое крепление обмотки более надежно, но забивка клиньев представляет собой трудоемкую операцию. В последнее время появляются станки для автоматической забивки клиньев.
На рисунке 2.1 показана схема работы устройства для намотки бандажной ленты.
Как видно из рисунка 2.1 результирующая сила натяжения F зависит от силы прижатия элементов фрикционной пары друг к другу F1. Чем больше сила F1, тем будет больше сила F – сила натяжения бандажной ленты. Следовательно, чем больше прижимается зажимной болт, тем сила F больше. Таким образом, регулируется сила натяжения бандажной ленты.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.