Обоснование необходимости проведения исследований. Факторы, влияющие на экономичность тепловозов, страница 2

Основными способами экономии топлива передовыми машинистами являются такие, как выбор наивыгоднейших режимов работы силовой установки, умелое применение торможения поезда, максимально возможное использование кинетической энергии поезда.

Поезд с одной и той же характеристикой может быть проведен на плече по заданному графику при различных режимах работы силовой установки. Режим работы выбирается машинистом путём установки контроллера в определённое положение. Многообразно возможные сочетания положений контроллера объясняют различия удельных расходов топлива при равных прочих условиях. Квалифицированные машинисты применяют наиболее рациональные режимы работы силовой установки, при которых достигается наивысший КПД и, следовательно, наименьший расход топлива

Одним из главных способов улучшения экономичности дизеля является регулировка дизель-генераторной установки. При реостатных испытаниях регулировка предусматривает настройку и контроль показателей работы силовой установки по мощности, экономичности и другим параметрам, характеризующим соответствие техническим требованиям. Последние устанавливаются из условия обеспечения тяговых свойств локомотива, надежности и экономичности работы установки. В процессе регулировки выполняются: обкатка дизель-генераторной установки после ремонта; проверка параметров работы дизеля и его регулировка; настройка электрической схемы тепловоза после ремонта; проверка работы и настройка устройств защиты от аварийных режимов работы; проверка работоспособности вспомогательных механизмов, обеспечивающих нормальную работу тепловоза в эксплуатации. Генераторная характеристика определяет мощность и экономичность дизель-генераторной установки на всех режимах работы в эксплуатации. Величину номинальной мощности и уровень мощности в рабочем диапазоне частоты вращения коленчатого вала устанавливают настройкой электрической схемы тепловоза и работы объединенного регулятора. Обычно для каждого дизеля границы генераторной характеристики выбирают из условий обеспечения надежности работы и приемлемой экономичности. Поэтому тепловозную силовую установку регулируют так, чтобы генераторная характеристика находилась в рекомендуемых границах.

Кроме дизель-генераторной установки, при реостатных испытаниях уделяют внимание работе автоматических систем регулирования работы системы охлаждения воды, масла и надувочного воздуха. От температур воды, масла и надувочного воздуха зависит КПД, надежность и долговечность работы дизеля. С другой стороны, на охлаждение теплоносителей расходуется некоторая доля (4-7%) мощности дизеля для привода вентиляторов холодильника. Эта мощность и расход топлива на нее вызываются служебными нуждами и не затрачиваются на тягу поезда. Поэтому настраивают исполнительные механизмы систем автоматического регулирования так, чтобы вентилятор и жалюзи шахты холодильника приходили в действие при рекомендуемых температурах теплоносителя.

Фазы газораспределения влияют на процессы газообмена в цилиндре двигателя, очистку цилиндров от отработавших газов и наполнение цилиндров свежим воздухом. Хорошее наполнение цилиндра воздухом и удаление из цилиндра отработавших газов обеспечивают необходимые коэффициенты избытка воздуха для сгорания топлива и индикаторный КПД дизеля. При нарушении фаз газораспределения мощность и КПД дизеля понижаются, возрастает температура отработавших газов в цилиндре вследствие понижения коэффициента избытка воздуха и увеличения доли остаточных газов в цилиндре.

В период работы между ремонтами и особенно при подходе к ремонту силовые установки могут иметь значительные отличия по своему состоянию от начальной стадии эксплуатации. По дизелю эти отличия обусловливаются отложениями загрязнений по воздушному и выхлопным трактам; понижением эффективности работы агрегатов, снабжающих дизель воздухом; снижением газоплотности цилиндров; ухудшением состояния топливной аппаратуры.

Ухудшение состояния дизеля влечет за собой снижение мощности, повышение расхода топлива, понижение надежности работы ряда ответственных деталей. Известно, что перерасход топлива и возникающие периодически понижения надежности работы поршней связывают с отложениями нагара на продувочных и выпускных окнах дизелей 10Д100, неудовлетворительной работой турбокомпрессоров.

Загрязнение воздушных поверхностей секций холодильника и отложение накипи на внутренних поверхностях их трубок ухудшают теплопередачу секции, повышают температуры теплоносителей, что приводит к более длительной работе вентилятора и повышению расхода топлива.