Микроэкономика: понятие предмета, структура курса, методы изучения. Спрос на индивидуальном рынке: понятие, функц. выражение. Факторы влияния. Закон спроса

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Микроэкономика - это наука, объясняющая процесс принятия экономических решений. Как правило, в экономике функционируют сотни тысяч домашних хозяйств, фирм, государственных органов. Каждая из этих микросдиниц принимает решения. Микроэкономика - это наука о принятии решений малыми хозяйственными единицами. Она изучает выборы, которые совершают малые хозяйственные единицы в условиях ограниченности ресурсов. Она позволяет понять, как принимаются предпринимательские решения и делается индивидуальный выбор, а также как влияет принятие тех или иных решений государственными органами на поведение малых хозяйственных единиц.

Иначе говоря, она изучает решения, принимаемые в экономике при распределении дефицитных ресурсов между различными (альтернативными) вариантами их пользования. Сам микроэкономический анализ направлен на то, чтобы выяснить способы эффективного использования данных ограниченных ресурсов для наращивания объема производства в соответствии с потребностями. Выводы из него полезны, как правило, для бизнесмена, домашнего хозяйства, а также должны приниматься в расчет и государственными органами.

В любой экономической системе люди, сталкиваясь с ограниченностью ресурсов, должны делать выбор, чтобы ответить на вопросы: что? как? кто? для кого? Иначе говоря, необходимо ответить на вопросы: что производить? каким образом произвести избранные виды продукции? кто будет потребителем того, что будет произведено? какой объем ресурсов использовать для сегодняшнего потребителя (текущее потребление), а какой — для будущего.

В современных рыночных экономиках люди для удовлетворения своих желаний идут на заключение сделок между собой на различных рынках. Эффективное пользование производственными ресурсами возможно только на основе продажи за деньги для получения дохода. Заработная плата есть плата за пользование услугами трудовых ресурсов. Сбережение приносит доход в виде ренты. Инвестирование — в виде дивидендов и прибыли. Количество товаров, покупаемых людьми, зависит от дохода, который получают люди в результате вышеуказанных операций. Сам доход зависит от находящихся в собственности производственных ресурсов, желания продать право на пользование этими ресурсами и цен на них.

В экономической системе человек, как правило, ведет себя как рациональный субъект: выбирает лучший вариант среди других худших и т.п. Если следовать концепции рационального поведения в рыночной экономике, концепции экономического рационализма, то получается, что экономисты пытаются в своем анализе изобразить человека экономического как «эгоистическую особь», на самом деле это не совсем так. Человек экономический — это далеко не всегда тот, кто руководствуется только законами собственной выгоды. Им может двигать то, что он от того или иного рода деятельности получает удовлетворение, когда делает что-то для других. Иногда его поведение определяется и неэкономическими мотивами. Более того, в современной экономической теории существуют такие направления, как институционализм, нсоинституционализм, представители которых считают, что экономический субъект не всегда руководствуется экономической целесообразностью (погоней за прибылью).

Сигналами на всех рынках являются цены. Цена — это норма обмена товара на деньги. Эта норма в каждый данный момент времени зависит как от расходов (затрат) на производство и доставку данного товара на рынок, так и от спроса и предложения на него.

Цена показывает, от чего необходимо отказаться, чтобы иметь каждую единицу желаемого товара или услуги. Люди учитывают цены альтернативных благ, когда принимают решения о том, как потратить свой ограниченный доход. Например, студент, имея денежные средства на ежедневные расходы в размере 2 тыс. руб., стоит перед дилеммой: то ли купить 4 порции мороженого (по пенс 500 руб.), толи купить комплексный обед В студенческой столовой по цене 2 тыс. руб.

При принятии экономических решений следует принимать во внимание изменение относительной цены блага, которая представляет собой изменение цены блага относительно к средней пенс всех благ. Относительная цена благ может изменяться не всегда, а когда изменяется его денежная цена. Например, если средняя цена всех благ увеличилась на 5%, а цена на учебную литературу только на 3%, это означает, что относительная цена на учебники увеличилась на меньшую величину, чем средняя цена всех благ. Если пена за обучение в то же время увеличилась на следовательно

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
732 Kb
Скачали:
0