Нормативные правовые акты регулирующие вопросы несостоятельности (банкротства). История развития института несостоятельности (банкротства) в законодательстве России, страница 2

В 1994г. во всех Арбитражных судах России было рассмотрено около 100 дел о несостоятельности.

Причины существования института несостоят-ти (банкр) в рыночной экономике:

а) необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы несостоятельных должников;

б) вывести из экономического оборота неэффективных хозяйствующих субъектов;

в) необходимо защитить интересы самого несостоятельного должника и решить вопрос о его сохранении или ликвидации в соответствии с законом;

г) предотвратить удовлетворение требований кредиторов наиболее расторопных и лишить остальных кредиторов в удовлетворении их требований. Обеспечить соразмерное удовлетворение требований всех кредиторов за счет имущества должника;

д) объявление предприятия банкротом – это завершающая система мер в конкурентной борьбе хозяйствующих субъектов, ведущих свою деятельность на свой страх и риск и под свою ответственность.

2Вынужденное прекращение деятельность хозяйствующего субъекта – это реализация с одной стороны максимально возможного риска, а с другой – наивысшей степени его ответственности, поскольку он рискует и отвечает самим своим существованием.

Основанием системы правовых норм о несостоятельности являются положения ГК РФ, их можно разделить на 3 группы:

1)  Статья 25 банкротство индивидуальных предпринимателей, ст. 65 несостоят-ть (банкр) юр лиц – это статьи непосредственно регулируют отношения несостоятельности;

2)  Нормы содержащие обязательные указания по применению положений о несостоятельности – ст. 64 об очередности удовлетворения требований кредиторов, ст. 56, 105 о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания.

3)  Нормы непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности, но имеющие определяющее значение для решения вопросов несостоятельности. Это законы об организационно правовых формах.

КоАП РФ:

1)  Ст. 14.12 – фиктивное или преднамеренное банкротство;

2)  Ст. 14.13  - неправомерные действия при банкротстве.

УК РФ:

1)  Ст. 195 – неправомерные действия при банкротстве;

2)  Ст. 196 – преднамеренное банкротство;

3)  Ст. 197 – фиктивное банкротство.

Арбитражный процессуальный кодекс – гл. 28 рассмотрение дел о несост-ти (банкр). Ст. 223 – 225.

Закон о несост-ти (банкротстве) № 127 ФЗ от 26.10.2002г.

Закон о несост-ти (банкр) кредитных организаций;

Об особенностях несостоят-ти (банкр) субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

Постановления правительства (их более 50): №367 – от 25 июня 2003г. «Об утверждении правил проведения Арбитражным управляющим финансового анализа».

3
 


Этот закон изменил направленность Российского законодательства от защиты интересов кредиторов, которая предусматривалась законом 1998г. к защите интересов должника.

Для того, чтобы выяснить является ли должник банкротом введен судебный порядок взыскания долга по закону «об исполнительном производстве», т.е. прежде чем обратиться с заявлением в Арбитражный суд о признании должника банкротом, конкурсные кредиторы и уполномоченный орган должны попытаться взыскать задолженность по исполнительному производству через службу судебных приставов (ст.7).

Главное что внес закон 2002г. – это то, что предприятие обанкротить стало гораздо сложнее. Введена процедура финансового оздоровления. Наблюдение, внешнее управление, которые не направлены на ликвидацию должника, а на их сохранение. Процедура рассмотрения дела о банкротстве стала более сложной, многоступенчатой и подконтрольной.

4


По своей значимости законы делят на 3 группы:

1)  Основные законы (Конституция);

2)  Конституционные законы – регулирующие вопросы общественной жизни отнесенные к предмету конституции (Закон о президенте, Закон о выборах в государственную Думу);

3)  Текущая (обычные законы) – к ним относятся кодексы и все законы.

Определение юр силы нормативного акта на уровне федерации проводится согласно сложившейся иерархии правовых актов: а) Конституция РФ; б) Международные договоры РФ и принципы международного права; в) Федеральные конституционные законы; г) ФЗ; акты (кроме законов) палат федерального собрания РФ, указы и распоряжения президента РФ; д) постановления правительства РФ, нормативные акты ЦБ РФ; е) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти РФ (кроме правительства РФ) – ведомственные нормативные акты.

Правила, которыми следует руководствоваться при использовании нормативных актов различной юр силы:

Правило 1. – Если нормативные акты противоречат друг другу применяется нормативный акт обладающей большей юр силой;

Правило 2. – Если противоречащие нормативные акты равны по юр силе, применяется нормативный акт принятый позднее.